Погода в Екатеринбурге
1.3°C
Завтра
11.5°C

Екатеринбург, ул. 8 Марта, 21

+7 (343) 2222-44-5

its@ekburg.ru

Связаться с нами

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Что думают местные жители об оперном театре? Для кого-то – это одно из красивейших городских зданий, для кого-то – отличные постановки, для кого-то – только лишь название остановки. Но театр оперы и балета в нашем городе является одним из старейших театров подобного рода во всей России.
В октябре 2018 года театру исполнилось 106 лет!

Историческая справка:

Начиналась история «Оперного» в далеком 1843 году.
В Екатеринбург приехала труппа казанского антрепренера (частный театральный предприниматель) Петра Соколова.  Первоначально театр занимал помещения в деревянном здании склада при Александровском горном госпитале (там, где сейчас находится Музей изобразительных искусств). В этот период начальник горных заводов Урала В.А. Глинка поставил вопрос о необходимости строительства каменного здания для театра. Екатеринбургские купцы материально поддержали эту идею. И уже в 1847 году Городской театр переехал в новое здание (ныне – кинотеатр «Колизей»). И, наконец, в 1874 году был создан Екатеринбургский музыкальный кружок. Его организовали местные любители оперы.

В 1903 году провели Всероссийский конкурс проектов на строительство театра рядом с цирком на Дровяной площади. Победила работа в стиле модерн, инженера В.Н. Семенова из Санкт-Петербурга. Но в силу нехватки средств, торжественная закладка здания состоялась 7 лет спустя, летом 1910 года. И уже в 1912 году открылся Новый городской театр, 12 октября состоялась патриотическая опера М.И Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). С этого дня началась история театра.

Здание было свидетелем нескольких важных  исторических событий. Здесь 8 ноября 1917 года состоялось открытое заседание Екатеринбургского совета рабочих и солдатских депутатов, в ходе которого было провозглашено установление советской власти на Урале и в городе. Помимо этого, в здании театра проводились и другие заседания и митинги представителей различных политических сил во время и Февральской, и Октябрьской революций.

Несмотря на открытие театра в 1912 году и первый балет «Волшебная флейта» в 1914 г., постоянные балетные спектакли ведут свою историю только с 1931 года. В том же году театр получил название «Театр оперы и балета».

В 1981 году в связи с запланированной реконструкцией здания театру пришлось переехать в ДК железнодорожников. Курировал стройку сам Борис Николаевич Ельцин, выпускник строительного факультета УПИ.

Так как театр строился в дореволюционный период, планировка учитывала иерархическую структуру общества: для зрителей партера были свои гардероб и буфет, для ярусов и галерки – свои. Входы тоже изначально были разными. После реконструкции все категории зрителей имели равные условия. Также изменились параметры сцены, появились новые репетиционные классы и гримуборные.

Спустя 2 года после начала реконструкции, в 1983 г., театр вновь открыл свои двери для широкой публики, первым спектаклем стала опера «Петр I».

Архитектурная справка:

В ходе строительных работ в конкурсный проект были внесены изменения, такие как новая композиция фасадов, насыщенная лепным декором и скульптурой.

На момент открытия театр считался самым большим светским общественным зданием (1200 только сидячих мест). Также фактом является то, что это было первое здание, построенное с использованием монолитного железобетона. Несущие конструкции и купол были из железобетона, а внешние стены – из кирпича с целью сохранения тепла в помещении.

Объем театра усложнен ризалитами лестничных клеток на восточном и западном боковых фасадах и высокой сценической коробкой. Основную часть интерьера составляют закругленный зрительный зал и огибающее его фойе.

Скругление объема на северном главном фасаде перебивается фронтальной композицией его центральной части с главными входами, решенной как торжественный портал. Главный фасад заполнен выразительными по пластике элементами. Над входами нависает широкий балкон на фигурных кронштейнах. Глухое ограждение балкона имеет декор из лепных картушей и столбики, на которые водружены фонари, также отделанные декором.

В простенках между проемами второго и третьего этажей расположены плоские пилястры. Высокие проемы второго этажа с арочными фрамугами украшены наличниками с пилястрами и арочными рельефами с лепниной. Проемы третьего этажа также выходят на балконы, имеющие фигурные кронштейны и лепной декор ограждений.

Венчание фасада состоит из орнаментальных фриза и карниза. Венчающим элементом является и широкий аттик со столбиками, филенчатым рельефом, в который вписаны лавровые венки. Главным украшением фасада является скульптурная композиция, состоящая из трех муз: центральная фигура держит факел, а две другие — картуш с датой «1912».

На боковых сторонах аттика водружены классические треножники. Под фризом и карнизом помещены многофигурные скульптурные рельефы с изображением граций. Между столбиками аттика протянуто легкое ограждение из балясин. На боковых фасадах в ризалитах повторены элементы главного: дверь с нависающим над ней балконом с фонарями, арочное оформление проема второго этажа, балкон третьего этажа.

Боковые части оформлены лопатками с филенчатыми рельефами и вписанными в них лепными гирляндами. Фриз и карниз с лепным орнаментом по лопаткам раскрепованы. Ризалиты венчаются аттиками с парапетными столбиками и водруженными на них вазонами. Цокольная часть фасадов театра отделена профилированными тягами, раскрепованными по ризалитам. Элементами, объединяющими все фасады здания, являются карнизы и парапеты с балюстрадами.

Через главные входы можно попасть в небольшой вестибюль с лестницами, ведущими в цокольную и подвальную части здания. Вестибюль связан с фойе, которое охватывает зрительный зал, следуя его закругленной конфигурации.

Зрительный зал по форме напоминает вытянутый полуовал, длинной осью обращен к сцене с оркестровой ямой. Интерьер зрительного зала с партером, ложами и балконами устроен по типу «рангового» театра.

Постройка является образцом театрального здания в стиле необарокко.

К концу XIX века первоначальное торговое назначение площади отмирает. В 1896 году на ней был возведен деревянный цирк, в котором давались не только цирковые представления, но и театральные спектакли, а в начале XX века и сеансы кинематографа. Тем самым площадь обретала черты городского зрелищного центра.

В проекте В.Н. Семенова были учтены новшества, которые к этому времени появились в архитектуре театров, наиболее ярко представленные в театральных зданиях Вены и Одессы. По стилевым формам проект В.Н. Семенова относился к модерну.

Настоящее время:

В сегодняшнем репертуаре театра представлено более 30 опер и балетов. Около 250 тысяч зрителей посещают спектакли ежегодно. Каждый театральный сезон появляются новые проекты и постановки.

Сайтwww.uralopera.ru

Источники:
«Екатеринбург. Листая страницы столетий (1723-2008). 2-е издание». – Екатеринбург: ИД №Сократ», 2008.
«Екатеринбург. Фотографическая энциклопедия». Лобанов С.Н., Кудинов П.О. – Екатеринбург: 2014.
«Свод памятников культуры Свердловской области. Том 1» Екатеринбург: Сократ, 2007

Достопримечательности поблизости:

Адрес
пр. Ленина, 46а
Телефон
+7 (343) 350-80-57