Курсы валют
62.81
70.68

ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВОКЗАЛ ЕКАТЕРИНБУРГА

Данный комплекс сооружений относится к появлению первой линии железных дорог на Урале (Горнозаводской). Автором проекта является П. П. Шрайберг, архитектор из Петербурга.

В то время место расположения первого железнодорожного вокзала считалось окраиной города. Улицу Северную (ныне – Челюскинцев) и железнодорожную станцию соединял Турьинский переулок. От вокзала к центру города шла улица Верхотурская (современная Свердлова). Благодаря форме этого квартала получилась привокзальная площадь, украшенная цветами, с фонтаном в центре.

Историческая справка:

В конце XIX века через Екатеринбург прошла Уральская Горнозаводская железная дорога, связывающая Урал с Центральной частью России. В связи с чем появилась необходимость в строительстве вокзала с хорошей пропускной способностью. Так, в 1878 году в городе построили первый в городе вокзал, в здании которого разместились залы ожидания, буфет, станционный лазарет и даже апартаменты для высокопоставленных гостей. Рядом с сооружением находились дома для работников, водонапорная башня и мастерские.

В 1882-1885 гг. была проложена железная дорога Екатеринбург — Тюмень, соединившая Центральный регион с Сибирью, т.е. «открывшая окно в Сибирь». А в 1896 г. Екатеринбург был соединен железной дорогой с Челябинском, в результате чего город стал частью Транссибирской магистрали.  Развитие железнодорожного строительства способствовало превращению Екатеринбурга в крупнейший транспортный узел страны.

Известный уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк восхищался новым вокзалом: «Самое здание его устроено в русском вкусе и поражает своим великолепием, так что трудно даже сравнить московские, петербургские и нижегородские вокзалы с этим произведением г. Губонина: низкие своды, вычурные колонны, высокие коньки, массивная дубовая мебель — словом, все на широкую ногу. Господа строители Уральского дороги, кажется, задались специальной целью поразить нас контрастом сравнительно с убожеством станционных домов…».

Но функционировал этот вокзал недолго, в 1914 году здание отдали под солдатский пересыльный пункт, который в советский период функционировал как армейский.

Архитектурная справка:

Здание, построенное из камня, вытянуто вдоль станционных путей. Оба фасада придерживаются трехосевой схемы: центральный и два боковых ризалита.

Центральный фасад примечателен значительно выступающим крыльцом и тремя полуциркульными арками. Над крыльцом усеченный четырехгранный шатер, с гербом города Екатеринбурга и кокошниками в основании. Стены фасада украшены арочными окнами. Высокие «теремные» кровли с окнами на чердаке добавляют сооружению уникальности.

Разные виды кровли придают зданию особую выразительность: таким образом, двускатные кровли надстроены над пассажирскими залами; четырехскатные, шатрового типа, находящиеся над вестибюлем и боковыми объемами, ограждены парапетом в виде флюгеров и ажурных решеток. Согласно проекту, внутренний план сооружения выглядел так: с переднего крыльца можно было попасть в вестибюль с билетной кассой. Справа от вестибюля размещался зал для пассажиров I и II классов, а также дамская комната и уборные. С левой стороны — зал для пассажиров III класса, рядом с которым находилось почтовое отделение.
Перрон был перекрыт навесом на чугунных колоннах, который не сохранился до наших дней. Выйти на перрон можно было как из залов, так и из вестибюля.

В левом крыле вокзала располагались телеграф, буфет, контора, станционный лазарет. Попасть в служебные помещения можно было только с торцевой части здания через отдельный вход. Правое крыло полностью было занято апартаментами для влиятельных гостей, куда вел особый вход.

1 июня 1914 году открыли новый вокзал, вследствие чего старый претерпел значительную перепланировку. Однако благодаря реконструкции 2003 года сооружению вернули первозданный внешний вид. Здание построено в «русском» стиле и сочетает в себе элементы его раннего («русско-византийского») варианта и «псевдорусского», который начал развиваться в тот период.

Настоящее время:

Начиная с 2003 года, в этом здании располагается Музей истории науки и техники Свердловской железной дороги. Экспозиция музея условно разделена на 2 части: историческую и техническую. Историческая часть включает период от создания первого в России паровоза Черепановыми до современного состояния железнодорожного транспорта: строительство первых железных дорог, создание Министерства путей сообщения, строительство и эксплуатацию Уральской Горнозаводской и Пермской дороги. Техническая часть содержит элементы интерактивности. Посетителей не оставляют равнодушными действующий макет железнодорожной станции Верх-Нейвинск 1950-го года и современной станции Ревда, демонстрирующие паровозную и электровозную виды тяги; карта-схема Свердловской железной дороги, иллюстрирующая этапы проведения электрификации. Также на выставке представлены модели и макеты подвижного состава, коллекции натурных экспонатов: различные механизмы, рельсы, шлагбаум, семафор,  рабочие места машиниста, кассира, дежурного по станции.

Есть в музее и экспонаты, связанные с последствиями страшного взрыва на станции Свердловск-Сортировочный в 1988 году. Покореженные вагонные листы напоминают о серьезной железнодорожной катастрофе в городе.

На площади перед комплексом бывшего вокзала можно найти ряд скульптур, олицетворяющих профессии железнодорожного транспорта разных эпох: «Пассажиры», «Станционный смотритель», «Путейцы», «Женщина с кувалдой», «Проводница».

Часы работы: вт–сб 10:00–18:00

Источники:
1. «Екатеринбург. Листая страницы столетий (1723-2008). 2-е издание». – Екатеринбург: ИД №Сократ», 2008.
2. «Екатеринбург. Фотографическая энциклопедия». Лобанов С.Н., Кудинов П.О. – Екатеринбург: 2014.

3.  «Свод памятников культуры Свердловской области. Том 1» Екатеринбург: Сократ, 2007.

Достопримечательности поблизости:

Адрес
ул. Вокзальная, 14
Телефон
+7 (343) 358-42-22