ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. Музей располагается в 2 зданиях: одно из них – в историческом центре города, в здании бывшего госпиталя Екатеринбургского завода, второе – на пешеходной улице Вайнера. Также с недавних пор Музею изобразительных искусств принадлежит Музей наивного искусства.

Историческая справка:

Музей ИЗО основан 1 апреля 1936 года, однако появление его коллекций относят к последней четверти XIX века и связывают с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). УОЛЕ внесло большой вклад в формирование собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была создана Свердловская картинная галерея (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В последующие годы музейная коллекция пополнялась произведениями из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.

В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи (ныне – филиал Музея, на ул. Вайнера, 11) хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные собрания Государственного Эрмитажа, сотрудники которого оказали огромное влияние на формирование свердловской коллекции, научную деятельность галереи и культурную жизнь города (в 2016 году крупным выставочным проектом «В память о прошлом на будущее» был представлен послевоенный дар Государственного Эрмитажа Свердловской картинной галерее, состоящий из более чем двухсот предметов).

Научно-исследовательская деятельность картинной галереи активизировалась с появлением в ней Бориса Васильевича Павловского. В 1958 году с его помощью был восстановлен и открыт Каслинский чугунный павильон. В 1960-1980-х годах сотрудниками галереи был организован ряд знаковых проектов, среди которых одна из первых в стране выставка «Портреты неизвестных».

К середине 1980-х годов с увеличением музейной коллекция появилась необходимость увеличения фондовых и экспозиционных площадей, которые смогли бы удовлетворять потребности хранения и экспонирования коллекций. В связи с этим в 1986 году часть экспозиции была перенесена во вновь реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода (ул. Воеводина, 5). Каслинский чугунный павильон – один из самых уникальных экспонатов музея, участник Всемирной парижской выставки 1900 года. Во время переезда был демонтирован, перенесен в новое помещение и отреставрирован.

В 1988 году Свердловской картинной галерее присвоили статус музея изобразительных искусств. Заново организованные отделы русской живописи, декоративно-прикладного искусства, отечественного искусства XX века начали целенаправленную деятельность по комплектованию собрания. Это был период наиболее активной научной и издательской деятельности музея, который приобрел широкую известность и контакты с научными и музейными центрами России и зарубежных стран.

В 2005 году в музее был открыт Виртуальный филиал Русского музея – информационно-образовательный центр, созданный на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Русского музея.

В 2008 году при музее изобразительных искусств совместно с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея был создан Региональный Центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества. Одним из основных направлений деятельности Центра является взаимодействие музея и системы школьного образования и реализация совместных музейно-педагогических проектов и программ.

С 2011 года музей реализует крупнейший на Урале художественный проект – Международный фестиваль меццо-тинто, которые объединяет художников из сорока стран, работающих в этой сложной технике графики.

В сентябре 2014 года директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписали соглашение о создании культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал»

В 2015 году известный коллекционер, экс-глава города Екатеринбурга Евгений Ройзман передал в дар музею свое собрание наивного искусства, подав тем самым идею создания нового филиала – «Музей наивного искусства». Открытие нового здания музея по адресу ул. Розы Люксембург, 18 состоялось в конце прошлого года.

Архитектурная справка:

Здание госпиталя является одним из немногих сохранившихся сооружений, входивших в границы планировочного ядра города-завода в XVIII веке. Каменный госпиталь состоит из четырех корпусов, сблокированных по периметру внутреннего двора.

В северо-восточной части размещался «госпиталь», в северо-западной «монетная экспедиция», в южной части — «аптека», в юго-западной — «пробирная лаборатория» и «меховая». Тут же был заводской острог.

Северный главный фасад госпиталя представлял собой симметричную композицию из двух корпусов, между которыми был вписан четырехколонный портик с треугольным фронтоном, оформляющий вход. Корпуса венчались высокими «барочными» кровлями.

В течение XIX века в облике здания происходили изменения: исчезли высокие кровли XVIII века, новое оформление получили входы и проезды. В 1867 году по решению городского и мещанского обществ в здании учредили богадельню (приют для престарелых, у которых нет родственников). В 1895 году на втором этаже западной части, где находилась богадельня, была устроена Никольская домовая церковь. В 1899 году с разрешения архитектора Ю.О. Дютеля над церковью возвели звонницу.

В конце XX века в здании прошла капитальная реконструкция, и в 1986  в нем разместились собрания музея изобразительных искусств.

Двухэтажное каменное здание, напоминающее по форме квадрат, с примыкающей к нему с южной стороны одноэтажной пристройкой имеют подвальный этаж, который из-за понижения рельефа получает на восточной стороне значительную высоту.

Симметричная композиция западного фасада с трехчастной структурой складывается из центральной повышенной части и крыльев. Раскрепованный участок стены по сторонам от арочного проезда (заложен) еще больше подчеркивает значение центральной части в композиции фасада.

Особенно выразительный пластический акцент вносят два венчающих фронтона со столбиками, образующие слитную форму с лопатками, разрывами карнизов над тремя арочными окнами, с обилием рельефов и лепнины. Боковые крылья ритмично членятся двумя рядами высоких окон без наличников.

Окна второго этажа с лучковой перемычкой отмечены подоконными филенками. При строгом соблюдении ритма осей в ряд проемов второго этажа включены плоские лопатки, членящие крылья на прясла разной ширины: два в три оси и крайние в четыре оси.

Протяженность фасада подчеркивают горизонтали цоколя, широкого междуэтажного пояса, образованного подоконной и междуэтажной тягами и венчающего многопрофильного карниза, прерываемых лишь уступом центральной части.

Архитектура построена на контрасте пространственной композиции центра и строго расчлененной плоскости фасада, что соответствует официальному характеру здания.

Здание имеет пять входов: два из них – с восточной стороны, два – с северной и один – с южной.

Уникальный памятник со сложной строительной историей; несмотря на разновременность отдельных элементов, обладает цельностью внешнего облика.

Настоящее время:

На сегодняшний день Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупным культурным центром, который ведет активную выставочную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и собирательскую деятельность.

Сайт: http://www.emii.ru/

Часы работы:
Вт – Чт 11:00–20:00; Пт – Вс 11:00–19:00; Пн – выходной

Источники:

«Екатеринбург. Фотографическая энциклопедия» Лобанов С.Н., Кудинов П.О. – Екатеринбург: 2014.
Екатеринбург: История города в архитектуре (в 2 частях альбом и каталог в супер-обложке) / Звагельская В.Е., Стариков А.А. и др. – Екатеринбург: изд-тво СОКРАТ, 1998.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Сер. Сокровища русского искусства. – М.: Белый город, 2003. – 64 с.152.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств: Альбом. – Екатеринбург: Изд-тво УрГУ, 2003. – 240 с.; илл / к 280-летию Екатеринбурга//

Достопримечательности поблизости:

Адрес
ул. Воеводина, 5
Телефон
+7 (343) 371-06-26