Екатеринбург, ул. 8 Марта, 21

только дистанционные консультации в связи с COVID-19

+7 (343) 2222-44-5

its@ekburg.ru

Связаться с нами

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Екатеринбургский музей изобразительных искусств является крупнейшим художественным музеем Урала. Музей располагается в 2 зданиях: одно из них – в историческом центре города, в здании бывшего госпиталя Екатеринбургского завода, второе – на пешеходной улице Вайнера. Также с недавних пор Музею изобразительных искусств принадлежит Музей наивного искусства.

Историческая справка:

Музей ИЗО основан 1 апреля 1936 года, однако появление его коллекций относят к последней четверти XIX века и связывают с деятельностью Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). УОЛЕ внесло большой вклад в формирование собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была создана Свердловская картинная галерея (с 1988 года – Екатеринбургский музей изобразительных искусств). В последующие годы музейная коллекция пополнялась произведениями из Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств
им. Пушкина, поступлениями из Государственного музейного фонда, столичных закупочных комиссий, а также от частных коллекционеров и из мастерских художников.

В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи (ныне – филиал Музея, на ул. Вайнера, 11) хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные собрания Государственного Эрмитажа, сотрудники которого оказали огромное влияние на формирование свердловской коллекции, научную деятельность галереи и культурную жизнь города (в 2016 году крупным выставочным проектом «В память о прошлом на будущее» был представлен послевоенный дар Государственного Эрмитажа Свердловской картинной галерее, состоящий из более чем двухсот предметов).

Научно-исследовательская деятельность картинной галереи активизировалась с появлением в ней Бориса Васильевича Павловского. В 1958 году с его помощью был восстановлен и открыт Каслинский чугунный павильон. В 1960-1980-х годах сотрудниками галереи был организован ряд знаковых проектов, среди которых одна из первых в стране выставка «Портреты неизвестных».

К середине 1980-х годов с увеличением музейной коллекция появилась необходимость увеличения фондовых и экспозиционных площадей, которые смогли бы удовлетворять потребности хранения и экспонирования коллекций. В связи с этим в 1986 году часть экспозиции была перенесена во вновь реконструированное здание бывшего госпиталя Екатеринбургского железоделательного завода (ул. Воеводина, 5). Каслинский чугунный павильон – один из самых уникальных экспонатов музея, участник Всемирной парижской выставки 1900 года. Во время переезда был демонтирован, перенесен в новое помещение и отреставрирован.

В 1988 году Свердловской картинной галерее присвоили статус музея изобразительных искусств. Заново организованные отделы русской живописи, декоративно-прикладного искусства, отечественного искусства XX века начали целенаправленную деятельность по комплектованию собрания. Это был период наиболее активной научной и издательской деятельности музея, который приобрел широкую известность и контакты с научными и музейными центрами России и зарубежных стран.

В 2005 году в музее был открыт Виртуальный филиал Русского музея – информационно-образовательный центр, созданный на базе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов Русского музея.

В 2008 году при музее изобразительных искусств совместно с Российским центром музейной педагогики и детского творчества Русского музея был создан Региональный Центр музейной педагогики и творческого развития детей и юношества. Одним из основных направлений деятельности Центра является взаимодействие музея и системы школьного образования и реализация совместных музейно-педагогических проектов и программ.

С 2011 года музей реализует крупнейший на Урале художественный проект – Международный фестиваль меццо-тинто, которые объединяет художников из сорока стран, работающих в этой сложной технике графики.

В сентябре 2014 года директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб подписали соглашение о создании культурно-просветительского центра «Эрмитаж-Урал»

В 2015 году известный коллекционер, экс-глава города Екатеринбурга Евгений Ройзман передал в дар музею свое собрание наивного искусства, подав тем самым идею создания нового филиала – «Музей наивного искусства». Открытие нового здания музея по адресу ул. Розы Люксембург, 18 состоялось в конце прошлого года.

Архитектурная справка

Каменное двухэтажное здание с мезонином и подвалом находится на пересечении пешеходной улицы Вайнера и улицы Малышева, было построено в 1914 году. В 1936 году здание было переоборудовано для размещения картинной галереи. 

Объем здания вытянут вдоль улицы Вайнера, имеет скошенный угол на южном фасаде и выступ лестничной клетки на восточном дворовом фасаде. 

Западный главный фасад имеет асимметричное решение с более длинным левым крылом. На плоскостном фасаде выделяется ризалит с балконом. По этой же оси поставлен и объем мезонина с выходом на балкон. Мезонин венчается аттиком. В ризалите расположен главный вход, акцентированный порталом, и окна лестничной клетки, верхнее окно имеет арочную форму и архивольт. 

Окна первого этажа — витринного типа. Каждому из них соответствует положение парных окон второго этажа. Простенки между окнами и углы фасада оформлены лопатками, по оси которых на кровле поставлены парапетные столбики. 

Контрастным с плоскостным, геометризированным фасадом, облицованным гранитной плиткой, выступают мягкие, пластичные формы парапетных столбиков, венчающих мезонин, и столбиков ограждения балкона на массивных кронштейнах в стилистике модерна. Линейный орнамент модерна использован в графическом рисунке решеток ограждения кровли и балкона. 

К северному фасаду примыкает современный пристрой картинной галереи. Планы этажей образуют проходные выставочные залы и служебные помещения картинной галереи. На первом этаже всю площадь правого крыла занимает большой зал. 

Главный вход ведет к парадной лестнице на втором этаже и в мезонин. Еще одна лестница, связывающая этажи с подвалом, расположена у восточного дворового фасада. Со стороны двора имеются два черных входа в здание.

Важной деталью интерьеров здания является парадная мраморная лестница с кованой решеткой ограждения, в рисунке которой использован орнамент модерна. 

Здание является примером постройки Екатеринбурга начала XX века в стиле рационального модерна. 


Великая Отечественная война (1941-1945)

В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи (ныне – филиал Музея, на ул. Вайнера, 11) хранились эвакуированные из Ленинграда уникальные собрания Государственного Эрмитажа, сотрудники которого оказали огромное влияние на формирование свердловской коллекции, научную деятельность галереи и культурную жизнь города (в 2016 году крупным выставочным проектом «В память о прошлом на будущее» был представлен послевоенный дар Государственного Эрмитажа Свердловской картинной галерее, состоящий из более чем двухсот предметов). Есть памятная табличка

Настоящее время:

Здание находится на реконструкции

http://www.emii.ru/

Часы работы:

На реконструкции

Музей наивного искусства (ул. Розы Люксембург, 18)

Вт – Вс 11:00-19:00; Пн – выходной

Источники:
«Екатеринбург. Фотографическая энциклопедия» Лобанов С.Н., Кудинов П.О. – Екатеринбург: 2014.
Екатеринбург: История города в архитектуре (в 2 частях альбом и каталог в супер-обложке) / Звагельская В.Е., Стариков А.А. и др. – Екатеринбург: изд-тво СОКРАТ, 1998.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Сер. Сокровища русского искусства. – М.: Белый город, 2003. – 64 с.152.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств: Альбом. – Екатеринбург: Изд-тво УрГУ, 2003. – 240 с.; илл / к 280-летию Екатеринбурга//

Достопримечательности поблизости:

Адрес
Вайнера, 11
Телефон
+7 (343) 371-06-26