Екатеринбург, ул. 8 Марта, 21

Офис ИТС вновь принимает туристов

+7 (343) 2222-44-5

its@ekburg.ru

Связаться с нами

Легенды музыки: свердловский рок-клуб

17 июня

 Вячеслав Бутусов, Владимир Шахрин, Настя Полева, Юлия Чичерина, братья Вадим и Глеб Самойловы – сейчас эти имена знает вся страна. Созданные ими музыкальные композиции с завидным постоянством звучат в эфирах многочисленных теле- и радиостанций уже более тридцати лет. Каждый россиянин ассоциирует яркие, уникальные, настроенческие песни не только с событиями из собственной биографии, но, в первую очередь, с историческими вехами своей родной страны: отечественный рок служил фоном смены эпох. Страна, как «Титаник», раскачивалась на волнах, не зная, куда плыть; искала дорогу в «сказочной тайге», заклинала – «не спешите вы нас хоронить!» 
Песни «Чайфа», «Nautilus Pompilius», «Агаты Кристи», «Смысловых галлюцинаций» - квинтэссенция того раскаленного и бурлящего «музыкального котла», который клокотал в Свердловске во второй половине ХХ века. 

Начало начал
«Музыка созвучна времени». Это правило нигде не прописано, но работает оно всегда безотказно.
 Рок-музыка родилась на Западе, в странах «загнивающего империализма». «Железный занавес», скрывавший СССР от всего мира, казалось, надежно сохранял умы и души советской молодежи от этого тлетворного и разрушительного влияния. Внешний вид рок-музыкантов шокировал, поведение на сцене было вызывающим, а о содержании композиций вообще можно было молчать… Всё вместе взятое – слишком свободно, революционно. 
Но «что-то такое» уже витало над всей планетой: страны и народы устали жить в вечном напряжении, в зоне «холодной войны», когда ничего вроде бы не происходило, но произойти могло что угодно и в любой момент. Это было бессмысленно, это рождало усталость, отрицание… И  с этим хотелось бороться. Сердца требовали перемен. 
Об этом стали петь молодые люди в Ленинграде, Москве, Свердловске, Новосибирске… Во многих и многих больших и малых городах страны. 
Учились, конечно, не только на «западных образцах». Пластинок было не достать, стоили они баснословные деньги.  Поэтому азам мастерства доморощенные музыканты зачастую учились у отечественных групп – тех же «Поющих гитар» и «Веселых ребят». 
Конечно, для того, чтобы исполнять композиции на уровне «Битлз» не было ни умений, ни помещений, ни даже музыкальных инструментов. Все делали сами, от текстов песен до барабанных установок и гитар. Может быть, поэтому музыкальные критики отмечают яркую неповторимость отечественного, особенно свердловского рока – он не вторичен, а создан интуитивно на волне потребностей общества. 
 На рубеже 70-80-х годов ХХ века свой вокально-инструментальный ансамбль должно было иметь каждое учебное заведение и рабочий коллектив, в котором трудилась молодежь. Администрация получала «плюс» за организацию культурного досуга, музыкантам же нужны были помещение и некая «официальность», что совсем не мешало им играть на свадьбах и похоронах, а также писать песни, которые не могли пройти «литовку» ни при каких обстоятельствах. 
Путь полуподпольного существования, когда на студенческих фестивалях представлялись одни композиции, а для своей тусовки – совершенно иные – это классический путь развития всех уральских музыкальных групп. 
Так, например, свердловские группы «Бумеранг», «Полимер», «Пилигрим», «БИОС», «Альтаир», «Эврика» были в основном студентами институтов. Первым пробным шаром можно назвать выступление группы «Бумеранг», оно состоялось в 1972 году. Группа «Бумеранг» завоевала звание лауреата Всероссийского студенческого фестиваля рок-групп в городе Куйбышеве.

В городе, где многое нельзя
В середине 70-х годов в Свердловске стали появляться самобытные музыкальные группы, которые шагнули за рамки копирования и какого-либо подражания как отечественным, так и зарубежным коллективам. 
Одним из главных очагов нового искусства стал Архитектурный институт, который славился определенной свободой взглядов: сюда во все времена набиралась творческая, свободомыслящая молодежь, открытая всему новому. Кроме того, ходили слухи, что по внутреннему радио можно было запросто услышать зарубежные хиты.
 Другими базами для будущих свердловских рокеров были Уральский государственный университет и Уральский политехнический институт. Лидерами музыкального движения стали «Студия Архитектурного Инсти-тута» и «Сонанс» (УрГУ). Они прошли долгий путь развития, экспериментируя с различными стилями, пытаясь совестить полифоническое звучание со светотехническими и видео- эффектами. 
Одним из знаковых событий в истории становления уральского рока стало выступление группы «Машина времени» на фестивале «Весна УПИ». Свердловчане будто увидели вектор своего дальнейшего музыкального развития. Группа «Сонанс» распадается на два коллектива – «Трек» и «Урфин Джюс», которые стали легендами не только свердловского, но и всего отечественного рок-движения. 
Так, «Трек» записал три альбома, а его солистка Настя Полева в дальнейшем стала одним из ведущих рок-исполнителей, она продолжает свою творческую деятельность до настоящего времени. Автором же песен для «Урфина Джюса» стал Илья Кормильцев. Чуть позже страна узнала его как создателя мегахитов для группы «Nautilus Pompilius». 
Летом 1981 года по инициативе коми¬тета комсомола Архитектурного института был проведен первый городской рок-фестиваль, в котором приняли участие около 10 групп. Желающих, конечно, было больше, но организаторы проявили твердость на предварительном отборе, им хотелось соблюсти «чистоту жанра». По результатам фестиваля в числе лучших оказались группы «Трек», «Урфин Джюс», «Р-клуб», «Отражение».
Примерно в это же время на государственном уровне принимается решение о поддержке нового молодежного музыкального движения. Этой же линии, разумеется, начинают придерживаться и свердловские власти. Рокеры оказываются, с одной стороны, под присмотром, а с другой, никто не ограничивает их свободу творчества. Но по привычке к формализации, музыкантов призывают создавать различные объединения. Так и появляется свердловский рок-клуб, который де-факто существовал задолго до этого, ведь все ведущие музыканты были знакомы друг с другом и активно общались.  
Свердловский горком комсомола с 1982 года начинает проводить музыкальные семинары по проблемам современной музыкальной культуры, в их рамках проходят и выступления групп. Кстати, на втором по счету семинаре выступила и легендарная ныне группа «Nautilus Pompilius». 
В 1986 году формирование свердловского рок-клуба завершилось. Был составлен письменный список групп с обоснованием их названий, начались совместные собрания, обсуждения творческих планов, организация выступлений. 
Можно сказать, что свердловский рок-клуб был создан на волне Перестройки, и в каком-то смысле был ее порождением: люди хотели перестроить свою жизнь «от» и «до». Собрания уральских музыкантов были массовыми, шумными.  В парнях и девушках бурлила не только горячая кровь, но и желание изменить весь мир. 
Официальными задачами клуба были музыкальное и идейное сплочение рок-музыкантов, помощь начинающим и сложившимся группам через «литовку» (разрешения на публикации записей и выступления) и концерты.
Возглавил клуб и был его бессменным президентом Николай Грахов, первым заместителем президента стал Рудольф Стерхов. Объединение разместилось в ДК им. Я.М. Свердлова  по адресу улица Володарского, дом 9. 
Кстати, ставки в общественной организации были чисто номинальными, небольшой оклад, по воспоминаниям музыкантов, уходил разным людям в качестве оплаты за присмотр над вверенной территорией и другую организационную помощь. Какое-то время единственным, кто получал официальную ставку за работу в качестве администратора рок-клуба был Рудольф Стерхов, который специально приехал для ведения этой деятельности из Ижевска. Николай Грахов от какой бы то ни было заработной платы отказался. 

А музыка звучит
Все «здание уральского рока» в это судьбоносное для него время держалось на трех китах – Илье Кормильцеве, Александре Пантыкине и Николае Грахове. Они в человеческом плане будто бы повторили загадочный бермудский треугольник, который создали УПИ – УрГУ – Архитектурный институт. Именно эти люди сформировали не только уникальное музыкальное звучание, но и безупречную многоаспектность композиций. Песни были не только романтичны, но и интеллектуальны, наполнены литературными аллюзиями, яркими образами. 
Первый фестиваль свердловского рок-клуба прошёл в июне 1986 года. В нем приняло участие 20 коллективов, лидерами стали «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Трек», «Сфинкс» и многие другие. Второй фестиваль СРК относится к маю 1987 года, третий приходится на октябрь 1988 года, четвёртый — октябрь 1989 года.
Изначально каждый фестиваль готовился как зрелищное представление, шоу. Музыканты, в условиях жуткого дефицита буквально по всему городу искали кожаные куртки, необычные штаны, наносили яркий, вызывающий макияж, делали прически. Каждый раз по-особенному, «концептуально», оформлялась сцена. Это также отличало уральцев. В Москве и Ленинграде такая тщательная подготовка была совсем не обязательной. Там могли запросто выйти «под градусом» и забыть текст – главное, что все были вместе, в одной тусовке. Важна была атмосфера. Свердловский рок старался подать материал, донести до слушателя основные, выношенные, продуманные идеи. Помимо прочего, наличествовала и попытка визуализации песенных образов. 
В 1991 свердловский рок-клуб, вместе с СССР, перестал существовать. Страна стала другой. 
Но созданная уральскими музыкантами музыка продолжает звучать… и оставаться нужной, актуальной, любимой. 

Предыдущая Следующая