Екатеринбург, ул. 8 Марта, 21

Офис ИТС вновь принимает туристов

+7 (343) 2222-44-5

its@ekburg.ru

Связаться с нами

МУЗЕЙ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ - УГМК

17 июня

Если вы приехали в Екатеринбург, постарайтесь побывать и в маленьком городке Верхняя Пышма, совсем рядом. Здесь вот уже с 2005 года находится Музей военной техники. Фактически его началась 15 лет назад, с двух пушек у вечного огня, называемых еще «журавлями». Нынче это один из самых крупных, серьезных и интересных музеев по военной истории, военной и гражданской технике, причем не только в России, но и в мире. Здесь порядка 12 тысяч экспонатов, из них 1000 – техника, более 500 единиц ее – техника военная. 
«— Наши гости имеют возможность увидеть все разнообразие военно-технической истории, причем не только нашего государства, но и стран – участников Второй мировой. — рассказывает начальник экскурсионного отдела Музейного комплекса Григорий Павлюков — И если до карантина у нас можно было посмотреть исключительно  советскую технику, либо технику союзников (американцев, англичан, французов), то сейчас произошли радикальные перемены: мы демонстрируем и технику противника, в частности, немецкую бронетехнику. Это решение вполне осмысленное и логичное: такой подход исторически объективен. Скажем, так называемый "немецкий" LT-38 изначально - чехословацкий, просто редко кто об этом знает. Его еще называли "чешский 38-й". Дело в том, что в июне 1941-го года чешские танки составляли почти 20 процентов танков вермахта: каждый пятый танк, вторгшийся в СССР, был не немецкий. Фашисты же захватили Чехословакию в 1938-м году, танки для Германии в результате производили всем известные Skoda и ЧКД, уральцы знают его по знаменитым трамваям, которые ездят в Екатеринбурге и сегодня. История - это всегда две стороны: мы и противник. Обе стороны захватывали и использовали технику друг друга, это война. Поэтому наш сегодняшний принцип - всесторонность, объективизм. В экспозиции есть и лендлиз, и американская техника не по лендлизу, техника противника и, конечно, наша техника-победительница, всех родов войск».
— Что нынче смогут увидеть посетители?
— Гости музея смогут увидеть артиллерию – противотанковые, морские пушки, зенитные, сражавшиеся с самолетами. Изюминка музея – бронетехника, знаменитые танки, самоходки, которые известны чуть меньше, военно-морской флот. Есть катера, рубка подводной лодки С-13, авиация. На очереди - открытие авиационного музея с рабочим названием «Крылья победы». Он будет посвящен только самолетам – довоенной, военной, послевоенной эпохи. Здание уже построено и по площади занимает в 7 раз больше места, чем здание военного музея. Открыты музей "Парадный расчет", второй военный музей, где как раз стоят «немцы», второй автомобильный и — музей парадной техники. Музей занимает уже почти 9 га земли и экспонирует 1000 с небольшим единиц техники. Это стоит того, чтобы приехать и посмотреть.  И главное, что большая часть техники - на ходу. Каждый год, вот уже 10 лет, мы участвуем в парадах. Исключением стал нынешний год... Создавая новый центр "Парадный расчет" мы хотели не просто сосредоточить ходовую технику в отдельном павильоне, но и показать ее именно в грандиозной истории советских парадов. Возьмите 30-е годы – по Красной площади иногда проходили сотни танков. Самый знаменитый парад – 9 февраля 1934 года. Прошло 525 танков и примерно 30 тысяч человек! 
— В какой момент Сталин начал проводить парады?
— Парад умудрились провести даже в середине войны. А самый, наверное, удивительный, был 7 ноября 1941 года, когда немецкие дивизии (51 штука!) уже окружали Москву, немцы рассматривали в бинокли звезды Кремля. Проводить парад в таких условиях было очень опасно, экстремально, целая военная операция. Представьте, 28 тысяч участников, десятки и сотни единиц военной техники. Парадом шли защитники Москвы и, проходя мимо Сталина, Мавзолея,  тут же отправлялись защищать город. Георгий Жуков не смог принять парад в ноябре 1941-го, потому что был уже в нескольких километрах от Красной площади, в окопе, командуя обороной. Сутки не спал, не ел. Подготовка парада шла в огромном секрете. В итоге это стало для немцев большим ударом, а для советских людей – колоссальным стимулом для борьбы. Ведь немцы были буквально под Москвой, защищать ее было почти некому.  Сражались милиция, ополчение. Ходили слухи о том, что высшее руководство либо покинуло столицу, либо собирается это сделать. По решению Сталина парад транслируют не только на территорию СССР, но и на весь мир. Есть версия, что Гитлер услышал про парад на Красной площади по радио у себя в кабинете. Может, это красивая легенда, но парад легендой не был. Начали в 10, а не в 8 утра, многие корреспонденты не успели, речь Сталина якобы была записана позже. Но парад состоялся, о нем все знали, а его участники все же защитили Москву. Кадры того легендарного парада вошли в знаменитый фильм «Разгром немецких войск под Москвой», получивший «Оскар», первый для СССР. Парад Победы 1945 года также был грандиозным действом. История парадов – давняя. Считается, что первый парад провел Петр Великий — после взятия крепости «Нотебург», «крепкий орешек». В царской России это стало традицией, затем, в СССР парады приобрели новый смысл. Это был символ единения народа и армии. Всегда сначала шли гражданские, затем - техника. Первый парад большевики провели в 1918 году, затем они стали традиционными: 1 мая и 7 ноября. Это было символично: по площади идут сотни единиц боевой техники, произведенные в СССР. На фоне разрухи, проблем с электричеством - после трех революций и гражданской войны, парады демонстрировали достижения индустриализации, военной промышленности, промышленного комплекса СССР. На парады звали зарубежных гостей. СССР надо было максимально оттянуть начало войны и — продемонстрировать, что страна к ней готова. В новом павильоне «Парадный расчет» мы применили новый экспозиционный подход. В отличие от автомобильного, военного музеев, где комфортная плитка и прекрасное освещение, здесь царит полумрак, вдоль стен стоит техника. И первое, что вы чувствуете, брусчатку под ногами, как на Красной Площади. Полумрак дает возможность сосредоточиться. Вокруг экспонатов принципиально нет ограждений: человек может спокойно подойти к технике, потрогать,  сфотографироваться. Почувствовать запах топлива. Техника эта живая, мы периодически ее заводим.
— У вас наверняка работает целая команда экспертов…
— При музее сейчас есть профессиональный поисковый отряд. Раньше помогали наши добрые друзья, поисковики из Москвы и других городов. Это очень серьезное движение, порой, люди участвуют в нем целыми династиями. Здесь все строго регламентируется государством. Даже если найдете что-то, относящееся ко Второй мировой, у себя в огороде, лучше ...закопать обратно. Иначе вас запишут в черные копатели. Все, что лежит в земле, собственность государства. Конечно, Москва и Сталинград важны. Но самые серьезные области – Ленинградская, Смоленская, Псковская. Там болотистая местность, и сохранность артефактов лучше. Болото, торф - природный консервант, там нет воздуха, и даже человеческие ткани 1941 года остаются сохранными. Ленинградская область, Карелия – это кладезь. Первый этап – найти, второй – привезти. Многие считают, мол, ну что там такого, берем тягач, грузовик и тащим. Часто в болоте находят фрагменты, их нужно восстанавливать, реставрировать. Хорошо, танк, а как везти паровоз? У нас есть целая железнодорожная экспозиция. Покупка ведь это лишь один из путей обретения экспонатов. Многие из них – найдены. Например, паровоз серии ОВ, так называемая «овечка», привезен из Ямала - на вертолете. Вертолет МИ-26, самый грузоподъемный в мире, способный поднимать самолеты и паровозы, привез его в несколько приемов. Паровоз разобрали на 5 частей.
— Как этот паровоз оказался на Ямале?
— Он там застрял, когда строили послевоенную северную ветку, железную дорогу Салехард-Игарка, грандиозный проект товарища Сталина. Строили ударными темпами, с применением труда заключенных. Можно было бы назвать его «дорогой смерти», но когда вождь умер, стройку прекратили. Все растащили, а паровоз - не смогли. И с 1953-го года просто бросили под открытым небом, он стоял в плену Ямальской тайги, в Красноселькупском районе. Мы организовали целую экспедицию, эксперты жили в поле, разбирали поезд. Финансировала все УГМК. У нас два специальных цеха: в одном реставрируют военную, в другом - гражданскую технику. Это разная спецификация, уровень. Паровозом занимались спецы по военной. Представьте, паровоз простоял 60 лет… К вопросу о качестве техники тех лет. Это нынче все "одноразовое", а вспомните, сколько работали у ваших родителей холодильники «ЗиЛ», «Минск», «Юрюзань». Возможно, они работают и до сих пор, просто увезены на дачу. 
— Та техника создавалась по несколько иным принципам, чем нынешняя?
— Тогда понятия – для людей, для страны — не разделяли. Вспомните, сыновья Сталина, Микояна, Хрущева были на фронте. Старший сын Сталина погиб. Второй, Василий, был летчиком, приемный сын тоже воевал, как и сыновья Фрунзе и Хрущева. Один из сыновей Никиты Сергеевича погиб. Люди не стремились к наживе, не было такого гигантского разрыва в уровнях жизни. Одни знали, ради чего работают, другие – ради чего служат, третьи – ради чего руководят всем этим. Может, в этом один из секретов. Наши поисковики поднимали со дна Ладожского озера три танка КВ. Их доставали, стекала вода, сушили. Потом дергали с толкача, и дизельные двигатели заводились. Представьте, танк 70 лет пролежал на дне Ладоги, его поднимают, сушат, и он едет сам. Это советская техника. Один такой танк, сделанный в 1945-м в Челябинске, стоял под Донецком 70 лет как памятник. Несколько лет назад его сняли с постамента, завели, и он поехал. Даже поэтому сюда обязательно нужно приехать, увидеть, прикоснуться, почувствовать запах.  Если потрогать трубы танков, вы испачкаете руки. Это настоящая копоть настоящего двигателя настоящего танка. 
Новый «ПАРАДНЫЙ РАСЧЕТ»
Войдя в новый музей «Парадный расчет», вы будто оказываетесь в 1930-х. Приглушенный свет, брусчатка, кинохроника парада Победы 1945-го в Москве. А вдоль стенки стоят те самые танки и самоходки, что идут в далекой кинохронике. Здесь каждый экспонат достоин отдельного рассказа, мы отметим несколько. Скажем, гигантский Т-35 весом 50 тонн. Единственный в мире пятибашенный танк, выпускавшийся серийно. Управляла танком команда из 11-ти человек. В прошлом году этот пятиголовый дракон красной армии участвовал в параде, а здесь его можно потрогать. В музее представлена техника, участвовавшая в парадах в 1930-х, 1941-м, 1945-м годах, хронологически. Есть и гражданская техника, автомобили ГАЗ. Они тоже участвовали в парадах, а также были мобилизованы, перевозили на фронте бойцов, боеприпасы. На них ставили пулеметные установки. Вот белоснежная красавица ГАЗ-М1, сделана на базе знаменитой М-ки, прозванной "черным воронком". Несмотря на то, что создавался для номенклатуры, силовиков, партийных функционеров, получил и народное признание. Работал в скорой помощи, милиции, такси, возил людей в армии. И все же в памяти народной остался в основном как «черный воронок». Широкая подножка, белый цвет. Очутившись внутри такой машины, испытываешь смешанные эмоции.
— Гаубицы, созданные в 30-40-х на Пермском или Мотовилихинском заводах, все еще стреляют в …Сирии. И вы вряд ли узнаете об этом, если пойдете без гида. Да, можно прочесть табличку, обойти технику со всех сторон, подержаться за рычаги, — говорит Григорий Павлюков. — Но не все знают, что Сталинградский тракторный, выпускавший не только трактора, но и Т-34, работал до конца, в прямом смысле этого слова. Когда немцы подошли вплотную к Сталинграду, началась битва за город. Завод не эвакуировался, а продолжал делать танки. Немцы были в городе, а завод продолжал работать. Двери цеха открывались, оттуда выходили танки, и фронт был на соседней улице. Завод остановился только тогда, когда немцы зашли на его территорию. И последние, кто садился за штурвал своих же танков, ехали за ворота и сражались, были рабочие и инженеры. Техника это хранитель памяти - о тех, кто ее придумал, создавал в таких тяжелых условиях, воевал… Можете залезть в кабину тягача СТЗ-5, Сталинградского тракторного завода, посидеть на месте механика-водителя. Хорошо видны педаль, рычаги, с помощью которых тягач поворачивался. На таких тягачах  устанавливали и знаменитые реактивные установки «Катюша». В стране их всего два: у нас и под Тулой, в городе Новомосковске. Вот еще зачем можно приехать сюда! А еще тягачи и трактора одевали в броню, и они сражались с немецкой техникой. 
— Броневики это своеобразный символ военного шика?
— Можно так сказать, они начали появляться еще до Первой мировой, но в царской России было мало бронетехники. А в СССР ее вывели на качественно иной уровень, да и по количеству броневиков равных нам на начало войны не было. Их выпускали тысячами. Они принимали участие практически во всех войнах того времени: гражданская война в Испании, советско-финская, несколько войн с Японией – Хасан, Халхин-Гол, Великая отечественная.
Уже до начала Второй мировой мы поставляли бронеавтомобили в Китай, Турцию, Испанию, Монголию. Многие думают, что нас знают только по Калашникову, неправда. Советскую технику знали во всем мире уже до войны. Что такого в бронеавтомобиле? Башня, такая же, как на танке Т-26. По мощности они не уступают танкам, противопульная броня, такая же, как в танках 30-х годов. Танк более проходимый потому, что у него гусеницы, зато бронеавтомобиль более быстрый и маневренный. С 1934 года советские инженеры внедрили систему съемных гусениц в виде цепей. Мы их снимаем, машину на домкрат, и наматываем гусеницы поверх задних колес. Был бронеавтомобиль, а стал - бронетранспортер, более проходимая машина. Говорят, мол, но ведь колеса можно прострелить. Это было проблемой лишь до 1936 года, когда внедрили систему специальных шин, названных ГК – губчатая камера. Вместо воздуха в шины нагнетали расплавленный каучук. И по таким колесам можно стрелять, колоть штыком, резать бритвой – бесполезно. На машине также подвешено свободно вращающееся колесо. Зачем? Во-первых, это "запаска", а во-вторых, дополнительная точка опоры в случае необходимости. Цепи-гусеницы, поворотные, непростреливаемые, непрокалываемые колеса. Поверх обычных колес могли ставить накладки, и такие бронетранспортеры ходили по рельсам. В СССР разрабатывались даже плавающие варианты, просто они не пошли в широкий "прокат".
Важно, что это тактильный, «трогательный» музей. Можно посидеть на месте пулеметчика, механика. Для иностранных гостей есть надписи на английском. Специфика, технические характеристики, история. Если встать в определенной точке, под динамиком, попадаешь под «звуковой душ». Перед нами на экране мелькают кадры хроники парада 7 ноября 1941 года. А слегка повернув голову налево, видим рядом те самые "живые" танки, которые только что шли по Красной Площади. Проехал маленький Т-60, их выпускали в Свердловске, и вот он стоит в углу. Конечно, идут и знаменитые  Т-34. Кировский завод из Ленинграда эвакуировали в Челябинск, Харьковский — в Тагил. Лидером был Тагил. Т-34 начали выпускать с декабря 1942 года. Один только Нижнетагильский (Уральский танковый завод им.Сталина) за декабрь 1942-го дал фронту 721 танк. Примерно по 20-24 танка в сутки. Фраза «войну выиграл народ» правильна, но необходимо учитывать и заслуги командиров, офицеров, руководящего состава.
«ЗВЕРОБОЙ»
Мне повезло, во время интервью инженеры УГМК приходят, чтобы завести несколько танков. Например, «ЗВЕРОБОЙ»… Инженер механик залезает на башню, заглядывает внутрь. Григорий советует «не пугаться»...  Каких зверей он мог бить? «Тигров» и «пантер». Считается, что в красной армии была даже «тигробоязнь». С ними действительно было сложно справиться. И вот появились «ИСУ-152», прозванные «зверобой». Способные «вскрыть» броню королевского «тигра» шириной 15 см. Немцы сами прозвали эти танки «консервными ножами». Эту советскую технику 1943-44 года производства сняли с вооружения только в 1970-е. 
Калибр "Зверобоя" был большим, 152 мм, и он мог уничтожить практически любые образцы военной техники, даже самые мощные. "Эта по сути гаубица на гусеницах танка применялась и как штурмовое орудие при взятии Берлина, Кенгсберга. Самоходка, истребитель танков и гаубица. Три в одном. И все это создано в 1940-е годы" - заключает Григорий. 
Звучит клаксон, жуткий шум, похожий на взрыв, клубы серого дыма… Такой он, живой музей военной истории. Вот уже другая машина «бибикает», механик кричит: «Ахтунг!», и воздух сотрясает следующий готовый сорваться с места экспонат.
Среди прочих заводят и главный американский танк Второй мировой - Sherman. Многие знают его по фильму "Ярость" с Брэдом Питтом в главной роли. В отличие от большинства наших, дизельных, они работали на бензине. Американцы выпустили их около пятидесяти тысяч. Больше 4000 этих танков были поставлены в СССР по ленд-лизу во время войны. Неподалеку — настоящий американский джип, получивший гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.  Их поставили более 40 тысяч. Говорят, наше командование обожало эти машины. 
— Чем еще можно удивить людей?
— Пермскую пушку NN-20 (ML-20?) производили, начиная с 1930-х. Она и сегодня стреляет в Сирии, принимала участие в арабо-израильских войнах. — рассказывает Григорий. — На параде 1945 года ее вез американский трактор Allis-Chalmers. Нынче остался единственный в России, как раз в Пышме. В СССР поставили почти полсотни американских сельскохозяйственных тракторов с расширенным сиденьем. Иногда бронировали двигатель, делали лебедку. Трактор мог тянуть даже 15-20-тонные гаубицы. Так этот и тыловые трудяги от General Motors, Studebaker попадали на фронт. Их упростили, удешевили и поставляли по ленд-лизу — в СССР, Великобританию, Новую Зеландию. Уникальный экспонат - Пушка-гаубица B-4. Финны, немцы называли ее "сталинской кувалдой". До войны их создали около тысячи, выпускали и после. Возможно, без них не взяли бы Берлин и Кенигсберг. Такая гаубица могла бить километров за 19, а могла и ударить прямой наводкой: выстрел, и здание сложилось. Было у артиллеристов даже такое понятие - "стрельба в форточку". В России ее ласково называли "карельский скульптор", поскольку во время советско-финской войны ее выстрел фактически менял ландшафт. Так разбили линию Маннергейма.
И вновь… военный павильон. 
— Если человек не очень любит технику, ему будет интересна эволюция военного костюма, начиная с петровских времен. Или царские, советские награды. — уверен Григорий. — Люди приходят семьями, смотрят, мол, вот такой орден у нашего дедушки... Кому-то интересно оружие, холодное или огнестрельное. Другой приходит в восторг от златоустовских мечей. Мы провели большую реэкспозицию павильона. 
Вот целый ряд мотоциклов Harley-Davidson, их тоже поставляли в СССР по ленд-лизу. Военных "харлеев" сделали почти 90 тысяч, 27 из них поставлено в СССР. Это сейчас они — дорогие, блестящие хромированные игрушки, имеющие сообщества поклонников. А тогда это были военные машины. Для ценителей техники здесь рай — можно проследить всю линейку развития: от самого первого советского танка, до последнего — Т-80.
Еще «новобранцы» музея: виллисы, доджи-виллисы и Chevrolet, праворульный, канадский. Завод Chevrolet входил в корпорацию General Motors, чьи предприятия располагались в Канаде, входившей в состав Британской империи. Потому и праворукие. Стекла в кабине сделаны под наклоном, чтобы не бликовали, не привлекали внимание самолетов. Или бронетрактор: обычный деревенский трактор обшивался броней, на него ставилась пушка, и он шел сражаться с немецкими танками. В начале войны  танков не хватало.
Ценители наверняка знают White Motor Company. Отличный производитель, разорившийся в 1980-х. При этом их машины, выпущенные 70 лет назад, стоят на вооружении в армиях некоторых государств – не только в Латинской Америке, но и в Израиле, стране весьма продвинутой. Да, они ремонтируются, но все заводские американские номера сохранены. Мы здесь, в музее, боевые отметины тоже не трогаем, наоборот, красим красным цветом, чтобы показать - вот это настоящий ветеран. Здесь есть и техника Первой Мировой, кое-что сделано из сибирской лиственницы. Например, одна из ранних царских пушек, найденная в болотах Карелии.  Знаменитая «сорокопятка», символ войны и победы, настоящие советские каски, такие тяжелые, что трудно себе представить, как солдаты могли носить их целыми днями. Самолет Би-1, на котором летал Бахчиванджи, тут тоже есть. Летчик разбился во время испытаний 27 марта 1943 года в трех километрах от Кольцово. Это был особенный самолет-ракета, летавший на смеси керосина и ракетного топлива, предвестник будущих реактивных самолетов. Опыта управления подобными аппаратами тогда еще не было. Самолет опережал свое время, как и немецкие Мессершмиты. Как и сделанная уже в 1957-м в СССР Волга-21 с коробкой-автомат. Система была настолько сложной, что ее производство и обслуживание обходились промышленности слишком дорого.
— Расскажите о ваших новых «немцах»?
— General Motors Desert воевали в Северной Африке. У немцев был мотоцикл BMW-Sahara. Послевоенный французский джип Делайель, немецкий бронетранспортер «Hanomag», Panzer 38, самоходка на базе французского тягача Лорейн. Четыре образца, это только начало. 
Вы удивитесь, но в войсках СС, политической, военизированной структуре, были целые танковые роты, полностью укомплектованные танками Т-34. Они их захватывали, либо захватывали целые заводы. Наносили свои опознавательные знаки. Плюс танки, сделанные в Чехии. Есть еще немецкая суперпушка "Flak 37». Это зенитка, которая могла пробивать даже 34-ку. Единственная на начало войны у немцев пушка, способная «брать» броню средних и тяжелых танков. Таких пушек сделали почти 17,5 тысяч. Так что у нас теперь представлены все стороны конфликта. 
Иногда старые советские танки можно найти в Испании, Финляндии. Есть и удивительные истории. В Швеции стоит плавающий танк "СССР". Их осталось всего пять: тот, шведский, и четыре – у нас. Объяснение простое: танк во время финско-советской войны захватили финны и подарили шведам – за помощь. Официально Швеция держала нейтралитет, вот уже лет 200, но был даже шведский добровольческий корпус, воевавший за финнов с Россией. У шведов и сейчас отличная подготовленная армия. Тот же Дольф Лунгрен — представитель шведского спецназа. 
ИСТОРИЯ ВОЕННОЙ УНИФОРМЫ, НАГРАДЫ, ОРУЖИЕ…
«— Третий этаж военного павильона посвящен развитию униформы, начиная с Петра Великого, холодному и огнестрельному оружию, наградам. — делится Григорий Павлюков. — Здесь вы узнаете историю создания орденов. Например, орден имени Нахимова непременно имел настоящий рубин, поскольку Сталин очень уважал адмирала. То же касалось и ордена Победы. Отдельной строкой идут награды времен любимого многими Леонида Ильича Брежнева. Тогда доллар стоил 58 копеек, а Серпуховской завод выпускал смешные маленькие машинки, как у Моргунова в «Операции Ы». Инвалидам их выдавали бесплатно и меняли каждые пять лет. Музейная коллекция доходит до наших дней. Униформу, надетую на манекене, носят наши солдаты в Сирии. Тут же представлен сбитый там же настоящий игиловский беспилотный летательный аппарат.  
Музей хорош тем, что максимально приближает человека к ушедшим временам. И конечно, людям нравятся фотозоны. Можно сфотографироваться на мотоцикле, в кабине джипа, с оружием в руках. Здесь и царские винтовки, и советские, и снайперские, в сборном и разборном виде, каски, плащ-палатки. Настоящий ППШ 1942 года весит больше пяти кг. И это еще без патронов (их 71). Подняв эту махину, чтобы просто сфотографироваться, человек чувствует, как буквально тяжело было солдатам. Во все времена. Царская винтовка Мосина, трехлинейка, еще тяжелей. Плюс сапоги, каска… Дальше следует пистолет ТТ, 1943 года. В 90-е он пережил новый пик популярности среди криминала и киллеров. Относительно недорогой и надежный. В отличие от Макарова, он пробивает даже бронежилет 3-го класса».
Стоит упомянуть о 5D-игровых симуляторах, танковых тренажерах, лазерном тире и 3D-интерактивном кинозале на 45 мест. По словам начальника экскурсионного отдела Григория Павлюкова, даже без классической экскурсии сюда можно приехать с детьми. И вам, и им будет чем заняться и развлечься с пользой. 
В музее есть прекрасные голографические интерактивные сенсорные установки. Выбирайте годы и войны, и перед вами вокруг своей оси повернется настоящий гвардеец, мушкетер, драгун, офицер царской или советской армии. Таким же образом представлены ордена и медали, а также оружие. Многогранность и размах Музейного комплекса УГМК впечатляют. Но три этажа военной техники, пристрой с «немцами» и «американцами», целый музей ходовой техники, открывающийся скоро огромный музей авиации и —отдельная песня — музей автомобилей — еще не все. Именно в уличной, открытой части Музейного комплекса размещены знаменитые Т-34, самоходки, субмарины, катера, новейшие вертолеты, МИГи и — любимые иностранными гостями старые паровозы вместе с почти настоящей узловой станцией 1930-х. Где-то там стоит и пролежавший в ямальской тайге 60 лет старинный паровоз «овечка». Открытую часть экспозиции можно посетить бесплатно.

 

Предыдущая Следующая