Екатеринбург, ул. 8 Марта, 21

Офис ИТС вновь принимает туристов

+7 (343) 2222-44-5

its@ekburg.ru

Связаться с нами

Уральская литература

17 июня

Присуща ли ей «мрачная серьезность»? 

Так считает один из ее представителей драматург Олег Богаев… Когда мы говорим об уральской литературе, вспоминаем, в первую очередь, Павла Бажова и Мамина-Сибиряка. Их мы точно можем назвать уральским достоянием. Двадцатый век подарил своих классиков: Николай Никонов, корифей детской литературы Владислав Крапивин, прозаик Игорь Сахновский, поэты Майя Никулина, Андрей Расторгуев и, конечно, погибший молодым Борис Рыжий, профессор и поэт Юрий Казарин, "уральский Фазиль Искандер" Арсен Титов, Анна Матвеева, Евгений Касимов, даже философ и психолог Анна Кирьянова. Отдельной глыбой в списке современных уральских мастеров будет стоять, без сомнения, Алексей ИВАНОВ. Список должен быть длиннее, и он явно будет не полным, если не вспомнить "солнце русской драматургии" Николая Коляду, его учеников, включая Олега Богаева, Ярославу Пулинович и других. Список постоянно пополняется. Но попробуем вкратце и по порядку.

Несомненный, общепризнанный классик русской литературы Дмитрий Наркисович  Мамин-Сибиряк (1852-1912) родился 6 ноября 1852 года в заводском поселке Висимо-Шайтанский Верхотурского уезда Пермской губернии, в семье бедного заводского священника. В 1866 году пошел по стопам отца, поступив в Пермское духовное училище, затем 4 года отучился в Пермской духовной семинарии. В 1872 году сделал резкий поворот, поступив на ветеринарное отделение Петербургской медико-хирургической академии. В 1876 году перешел на юридический факультет Петербургского университета. Отучившись год, вынужден вернуться на Урал, где жил с 1877 по 1891 годы. Период с 1891 до конца жизни вновь провел в Петербурге, куда переехал с новой женой, актрисой Марией Морицевной Абрамовой.
Писателем Мамин мечтал стать с детства. Потому в 1875 году начал репортерскую работу в одной из петербургских газет. Публикуются его первые рассказы. В 1881-82 в "Русских ведомостях" напечатали большой цикл очерков Мамина "От Урала до Москвы". В марте 1882-го рассказ "В камнях" впервые был подписан псевдонимом Д.Сибиряк. Так он вступил в большую литературу. Очерки, повести, рассказы, а в 1883 выходит знаменитый роман "Приваловские миллионы".
В произведениях 1980-х Сибиряк создает яркие картины уральской природы, показывая уклад жизни и быта на уральских заводах. Как писали советские литературные критики, он "отразил непримиримую вражду между рабочими и хозяевами" ("Горное гнездо" и "Дикое счастье", "Уральские рассказы"). Так или иначе, во времена, предшествующие первой русской революции, тема была уже более чем актуальной. В 1990-е выходят в свет "Золото", "Хлеб", "Весенние грозы". Наконец, в 1990-е и 1900-е, когда у него родилась долгожданная, но  столь трагически доставшаяся ему дочь Аленушка (молодая жена умерла в родах), писатель обращается к детской теме. «Буду жить для этого маленького существа, буду работать для него… и буду им счастлив» - пишет он.

Его рассказы (все помнят "Серую шейку"!), "Аленушкины сказки" становятся классикой детской литературы. Конечно, писатель не мог не откликнуться на события первой русской революции. В 1906-м выходит сборник "Преступление", в 1907-м - последний его прижизненный рассказ "Мумма". Скончался Мамин 15 ноября 1912 года в Петербурге. К сожалению, полноценное признание читателей и особенно коллег пришло несколько запоздало. 70-летний юбилей писателя намеревались отметить широко и пышно. Поздравительное письмо от коллег было подписано Горьким, Короленко... Однако придя домой к Мастеру, коллеги обнаружили, что он уже практически не способен воспринимать действительность. Несколько дней спустя Мамин умер. Совсем недолго отца пережила любимая дочь Аленушка. Такая вот не слишком веселая история жизни. Потеря любимой жены, болезнь единственной дочери, другие жизненные невзгоды подкосили писателя, однако его произведения передают упрямство, упорство и любовь к жизни, свойственные уральцам. И, конечно, это своеобразная энциклопедия жизни, быта, особенностей языка его современников.

Павел Петрович Бажов родился 27 января  1879 г. в городке Сысертский завод, недалеко от Екатеринбурга, в семье потомственных рабочих. Поступил в екатеринбургское духовное училище, затем в Пермскую семинарию, которую окончил в 1899 году. Кстати, довольно распространенный путь. Так же "начинали" и Мамин-Сибиряк, и изобретатель радио Александр Попов... В течение полутора десятилетий, аккурат до революции 1917 года, Бажов преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В это время он с успехом обращается к народной культуре, богатой устной сказочной традиции родного Сысертского края. Всецело оказавшись на стороне большевизма, в 1918-м Павел вступает добровольцем в Красную армию. По окончании войны идет в журналистику.. В 20-е годы его фельетоны, очерки, рассказы печатались в екатеринбургской "Крестьянской газете", старейшем издании Урала газете "Уральский рабочий". В 1924 вышла первая книга писателя - "Уральские были". В нее вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом края. Так практически с самого начала Бажов становится певцом новой постреволюционной действительности.

Главное произведение классика уральской литературы, пожалуй, "Малахитовая шкатулка". Она увидела свет в год 60-летия автора. Первый сборник под этим названием вышел в 1939-м и объединил 14 сказов. Далее "Малахитовая шкатулка" пополнилась новыми произведениями (в последнем прижизненном издании их около 40-ка). В 1943 году книга получила Сталинскую премию. Бажов становится депутатом Верховного совета и - прижизненным классиком. Именно он впервые обратился к уникальной устной народной форме литературного творчества - сказу. Так всевозможные разговорные обороты, диалектные словечки, элементы фольклора из устной народной речи перекочевали в литературную, придав сказам доверительность и даже некоторую интимность. Будто рассказчик сидит в кругу слушателей, трещит огонь в костерке, да и льется напевная уральская речь. В основе книги - тема труда, как говаривали в советское время. Но - труда творческого. Среди героев Бажова - камнерезы ("Каменный цветок", "Горный мастер"), рудокопы ("Хозяйка Медной горы"), литейщики ("Чугунная бабушка"), чеканщики ("Иванко-Крылатко"). Все они люди творческие, искренне преданные своему делу. Вспомнить того же Данилу-Мастера, имевшего совершенно конкретный прототип в жизни – известного горщика Данилу Зверева. Не просто камень обрабатывал, жил своей прекрасной мечтой, как будто "живинка впереди мастера бежит, и - за собой тянет". Сочный, поэтичный язык, яркие образы, взятые порой из народного фольклора, напевность, жизнерадостность речи создают неповторимый, обаятельный мир бажовских сказов. Надо сказать, что в годы Великой Отечественной "Малахитовая шкатулка" была одним из самых читаемых произведений. Газета "Правда" писала, что в историю отечественной словесности Бажов вошел собирателем жемчужин родного языка, первооткрывателем рабочего фольклора. Умер писатель 3 декабря 1950-го года в Москве, обласканный советской властью, признанный седовласый сказочник, любимый читателями. Похоронен в Екатеринбурге на старейшем Ивановском кладбище. К сожалению, могила писателя нынче в некотором запустении...

В Екатеринбурге есть дом-музей Бажова, выстроил его сам писатель. Дому более ста лет, музейная экспозиция была открыта для посетителей 40 лет назад. Музей на Чапаева, 11 уникален тем, что в доме все осталось как при жизни хозяина. В домашней библиотеке Бажова около 2000 книг, многие из которых имеют автографы авторов - писателей, с которыми Павел Петрович дружил. Возле дома разбит сад, и это именно старинный, бажовский сад. Здесь, под липами, сиренью, яблонями писатель частенько принимал своих гостей. Удалось сохранить даже дворовые постройки (завозню). Ценность дома-музея Бажова поистине велика, именно здесь, например, была написана самая знаменитая и читаемая в мире книга сказов "Малахитовая шкатулка". 

Имя Владислава КРАПИВИНА также известно огромному числу читателей как в России, так и за рубежом. Большинство из них познакомились с необыкновенно волнующей прозой Мастера в детстве.  Удивительно, что именно в сухопутном, резко-континентальном Свердловске-Екатеринбурге родился и "сгодился" этот романтичный поэт дальних морских странствий, скрипучих мачт и гордых кораблей. И даже знаменитый детский отряд "Каравелла" был создан и много лет существует именно здесь. В Свердловске-Екатеринбурге с давних пор проходит и фестиваль фантастики "Аэлита". Как минимум, это говорит о том, что здешние писатели, да и читатели, умеют и любят мечтать. 
Кто-то сказал, что в Барселоне, самом солнечном городе мира, 320 солнечных дней в году. А на Урале, наоборот, солнца не видно минимум 80 дней в году, зима длится по 7 месяцев. Источник света приходится искать в себе, тем более - творцам. Драматург Николай Коляда, общепризнанное, хоть и явно не классическое достояние театрального мира, запросто называет себя "солнцем русской драматургии". Его пьесы: "Персидская сирень", «Полонез Огинского», «Канотье», «Сказка о мертвой царевне», «В Москву – разгонять тоску!», «Для тебя», «Манекен», «Родительский день», «Курица», «Затмение» имеют богатую сценическую судьбу, ставятся театрами в России и за рубежом. А еще вызывают споры и — неизменно волнуют умы и сердца зрителей. В Екатеринбурге работает "Коляда-театр". Заведение живет на самоокупаемости, и конечно, нынче переживает тяжелые времена.
Не так давно в Екатеринбурге прошли несколько фестивалей литературных журналов "Толстяки на Урале". Принимающей стороной всегда становился тоже, конечно, толстый журнал "Урал". Он существует с 1958-го года, здесь начинали Виктор Астафьев, Борис Рыжий и другие известные ныне авторы. Любимый и почитаемый многими поэт Борис Рыжий погиб молодым, совсем как многие другие талантливые мира сего. Хотя главный редактор журнала "Урал", ученик Коляды Олег Богаев уверен, что "не убегать от этого мира, а жить в нем - это восхитительный и отчаянный акт сильной и зрелой личности, противостоящей пошлости", а "книга — это поступок — и интеллектуальный, и нравственный".  Один из ведущих уральских поэтов сегодня - профессор УрФУ Юрий Казарин.
Закончим краткий обзор корифеев уральской литературы Алексеем Ивановым. По происхождению он "пермяк - солены уши", а по призванию - "главный "уралец" современной русской беллетристики", умеющий соединить авантюрный боевик с историческим романом и "романом идей", как в "Сердце Пармы" и "Золоте бунта" или, как пишут столичные критики, превращать в увлекательнейшее чтиво "дотошную до мелочности документальную биографию одной не очень широкой уральской речки" (Александр Гаррос). В результате тщательное исследование реки Чусовой оказывается захватывающим чтением и претендентом на "Нацбест". Иванов - серьезный исследователь так называемой "горнозаводской цивилизации", чьей транспортной осью была Чусовая, по которой отчаянные сплавщики вели барки с грузом демидовских, строгановских и казенных заводов. «Горнозаводская культура оказалась немыслимым сплавом православной крестьянской культуры с принципами позитивистской философии индустриальной цивилизации Европы. Этот сплав “легировался” добавленной в него потаенной культурой раскольников, маргинальной субкультурой каторжников и беглых, обрывками диковатых верований вогулов». Иванов - защитник горнозаводской цивилизации, считающий ее естественным достоянием Урала, равных которому по пальцам пересчитать в мире. А потому, он уверен, ее нужно беречь и развивать, ибо - обладает высочайшей ценностью: «Дорожный смысл — вот главный смысл Чусовой. Если использование реки отвечало этому смыслу, то жизнь структурировалась. А сейчас Чусовая лишена этого смысла, и жизнь на ее берегах расползлась, лишилась цели и средств к существованию…» Конечно, Иванов - краевед и просветитель, недаром вместе с журналистом и кинодокументалистом Леонидом Парфеновым в 2008-м они сняли замечательный телефильм «Хребет России» — об уральских горах. Собственно, зрители были в восторге и от художественного фильма "Географ глобус пропил" (по роману Иванова) с Константином Хабенским в главной роли.
Так что романы Алексея Иванова распродают колоссальными  тиражами, снимают по ним документальное и художественное кино, пишут научные работы. Кое-кто называет нашего современника "золотовалютными резервами русской литературы". Пишут, что недавно на платформе "Литрес" в электронном и аудиоформатах вышла первая юношеская повесть Иванова "Победитель Хвостика". «Как известно, господа, мы слишком серьёзны. - пишет о новой-старой работе сам автор. - Как известно, все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Но с несерьёзным выражением делать глупости куда удобнее. Удобнее, например, писать повести вроде «Победителя Хвостика» – о том, как на захолустной биостанции, изнывая от чепухи, младшие научные сотрудники варили приворотное зелье. На кой чёрт мир должен знать подробности этой драматической истории? А он и не должен. И никто не должен. Это всё просто так. Просто молодость, когда времени и сил хватает даже на несусветную ерунду. Просто три великих «Л» – любовь, лето и литература».
Можете почитать, если летнего настроения не хватает. На Плотинке, в центре Екатеринбурга, установлены бюсты Мамина-Сибиряка и Павла Бажова. Современники пока такой чести не удостоились, но в том, что Екатеринбург город литературный и "культурно озабоченный" сомневаться не приходится.

 

 

Предыдущая Следующая