Курсы валют
63.89
70.41

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств восстановлена постоянная экспозиция иконописи

21 января

Впервые за последние восемь лет в Екатеринбургском музее изобразительных искусств восстановлена постоянная экспозиция иконописи. В ее новой версии представлены лучшие образцы иконописи горнозаводского Урала - «золотой век» невьянской иконы. Предшественником создания этой экспозиции стал выставочный проект, посвященный одной из самых прославленных династий - иконописцев Богатыревых. Во многом благодаря своим иконописцам Невьянск превратился в важнейший художественный и ремесленный центр с мастерскими, имеющими собственный стиль и отличительные черты.

Создание постоянной экспозиции стало возможным благодаря проделанной многолетней реставрационной работе. При финансовой поддержке Фонда святой Екатерины в музейных залах была проведена реконструкция пространства и закуплено необходимое спецоборудование, расширяющее возможности экспонирования музейных шедевров.

Одновременно с постоянной экспозицией открывается еще одна важная часть совместного с фондом проекта - выставка «Святая Великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний», которая станет первой в программе ежегодных выставок, посвященных Екатерине Александрийской и проходящих в рамках подготовки празднования 300-летия Екатеринбурга.

На ней представлено около 40 произведений русского искусства XVII – начала XX века, связанных с образом Великомученицы. В экспозицию включены экспонаты из шести музеев России: Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Московского музея русской иконы, Ярославского художественного музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Музея военной техники Уральской горно-металлургической компании. Первоклассные произведения поступили на выставку из московских частных собраний Вячеслава Момота, Сергея и Татьяны Подстаницких, антикварного салона «Оранта» и екатеринбургского коллекционера Алексея Тимощука, иконная коллекция которого целиком посвящена Святой Екатерине.

На Руси изображения Великомученицы Екатерины известны с домонгольского времени. Распространение образов в конце XV – начале XVI века, вероятно, было связано с её особым почитанием царем Иоанном III и его супругой Софьей Палеолог, мать которой носила имя Святой Екатерины. 

Своего наивысшего расцвета почитание образов Святой Екатерины достигло к XVII-XVIII столетиям вместе с распространением имени среди правящей династии и аристократии. В 1658 году имя Екатерины получила дочь царя Алексея Михайловича. 

В XVIII веке популярность имени в аристократической среде, несомненно, была связана и с тем, что его носили две императрицы, именины которых праздновались с особым размахом. В честь своей супруги императрицы Екатерины Петр I назвал город Екатеринбург и учредил орден Святой Великомученицы Екатерины для дам, как знак отличия верного и жертвенного супружества. 

О широком домовом почитании Святой Великомученицы Екатерины свидетельствует и значительное число икон, на которых она изображена вместе с другими предстоящими святыми покровителями семейств. В экспозицию включены многие образцы аналойного формата и более камерные личные иконы.

В XIX – начале ХХ века в русской иконописи начинает преобладать академический стиль, наполнивший прежние иконографии более реалистичным объёмом и пластикой, передающий образы в естественной световоздушной среде. Прекрасным образцом этого стиля служит икона из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств «Святая Великомученица Екатерина» (начало XX века) — список с образа Святой Екатерины кисти знаменитого русского живописца В.Л. Боровиковского.

Выставка «Святая Великомученица Екатерина. Избранные произведения из музейных и частных собраний», будет представлена с 19 декабря 2018 по 17 марта 2019 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу ул. Воеводина, 5.

Предыдущая Следующая