Екатеринбург, ул. 8 Марта, 21

Офис ИТС вновь принимает туристов

+7 (343) 2222-44-5

its@ekburg.ru

Связаться с нами

ГЕРБ ЕКАТЕРИНБУРГА: первые версии

16 июня

Первый проект герба города Екатеринбурга был разработан графом Ф.Санти или герольдмейстером С.А.Колычевым между 1723 и 1727 годами. По мнению историка А.Козлова, на гербе было изображено серебряное облако с золотыми лучами, где сверху располагалась золотая императорская корона с отходящими от нее красными лентами, а под короной лежали два овала с золотыми вензелями, в правом — Петра I, в левом — Екатерины I. Под овалами расположены лежащие накрест фанфара и жезл, обвитый двумя змеями. Под облаком — шахта и заводской цех с крышей и круглой белой трубой (домной). Версия датировки проекта герба подтверждается фактом запуска в 1723 году В.де Генниным Екатерининского завода, типичностью герба для отечественных гербов своего времени — начала XVIII века. Есть мнение, что проект герба мог принадлежать и В.Н.Татищеву, который в свое время занимался геральдикой. Проект так и остался проектом, но факт его наличия доказывает, что в Петербурге учитывали юный Екатеринбург — вообще и в территориально-административной политике – в частности.

И все же первым, самым ранним символом Екатеринбурга стало изображение колеса на первой печати Екатеринбургского завода. Имя городу дала императрица Екатерина I, а статус города жаловала Екатерина II — в 1781 году.
Она же утвердила официальный екатеринбургский герб 17 июля 1783 года. Екатеринбург тогда стал уездным городом Пермского наместничества. Соответственно, в верхнем поле щита красовался герб Пермский; в нижнем – зеленом - поле серебряная плавильная печь и рудокопная шахта. Автором герба считают князя М.М.Щербатова. В бытность его герольдмейстером, многие проекты были утверждены в качестве официальных. Вместе с екатеринбургским утвердили еще 13 гербов городов Пермского наместничества, объединенных единой цветовой гаммой. По традиции уездные гербы были рассечены пополам. В верхнем красном поле серебряный медведь, на спине которого поставлено Евангелие в золотом окладе и над ними — серебряный крест. В нижней части зеленое поле с металлическими фигурами. 

В XIX веке Герольдмейстерская контора преобразована в Департамент герольдии. В июле 1857 года при Департаменте создается специальное Гербовое отделение по изготовлению и разработке гербов. Управляющим назначен барон Борис Васильевич Кёне. Инициатор геральдической реформы, он разработал основы герботворческой политики России. С его именем связана целая эпоха российской геральдики. Основное внимание Б. В. Кёне уделил унификации территориальных гербов, подготовив проекты гербов для всех городов, включая Екатеринбург. Проекты были высочайше одобрены Александром II. В архиве Сената хранится указ, санкционирующий постепенный переход к гербам, разработанным Кёне "... дабы не тратить царскую казну..." Проект герба Екатеринбурга, разработанный Кёне в 1862 году, описывают так: "В вольной части, в правом геральдическом углу, помещался пермский герб (в красном поле, идущий вправо серебряный медведь с поставленным на него в золотом окладе Евангелием, над ним серебряный крест). В серебряном поле изображена черная плавильная печь с червлеными швами и таковым же пламенем. Оконечности щита составлены черными и золотыми смещенными шлемиками". Герб имел украшения с золотыми кирками, Александровской лентой и золотой пятизубчатой башенной короной — атрибутами уездного промышленного города. Так или иначе, смерть Александра II (1881), а затем и кончина самого Б.В.Кёне положили конец намечавшейся реформе.

Конец 1960-70-х знаменуется в СССР настоящим бумом создания городских эмблем: гербов и так называемых гербоидов. Советская промышленность потихоньку выходит на мировой рынок, растут побратимские связи между городами. Гербоиды советского периода отличает наличие шестеренок, шайб, кранов, тракторов, колб, атомов и прочих не используемых в классической геральдике атрибутов. В 1973 году подобная эмблема появилась и у Свердловска. Гербом она именовалась недолго, буквально период между двумя сессиями Горсовета. Эмблема представляла собой размещенный в серебряном поле червленый периметр стены крепости Екатеринбургского завода; на ней шестеренка, в столб - синяя полоса (река Исеть), проходящая через периметр крепости. Вверху, на столбе, золотые атомы. Справа «вставал» соболь, глядящий налево (клеймо заводов Демидова), а слева - ящерица, смотрящая вправо (символ сказов Павла Бажова). 
С 1992 года в стране резко возрастает интерес к геральдике, как со стороны рядовых россиян, так и со стороны государства. Создается Всероссийское Геральдическое общество (ВГО), которое активно на всех социальных уровнях поднимает проблемы геральдики. Постановлением правительства РФ №102 после 75-летнего перерыва возрождена Государственная Геральдическая Служба, преобразованная затем в Государственную Герольдию при Президенте РФ. Её резиденция находится в Санкт-Петербурге в здании Государственного Эрмитажа.

С 1993 года в Екатеринбурге начинается работа над городским гербом, в 1994 проводят общегородской конкурс. Представленные проекты, к сожалению, не соответствовали правилам геральдики, либо были безвкусны, либо представляли собой неудачные вариации на тему старого герба и эмблемы Свердловска 1973 года. Дорабатывали проект действительный член ВГО Роман Будник и дизайнер Владимир Типикин. Результат был опубликован в конце декабря 1995 года в газете "Вечерний Екатеринбург", герб — официально принят в Государственной герольдии при президенте РФ и утвержден Екатеринбургской городской думой 23 июля 1998 года. Официальное описание гласит: "В пониженно-пересеченном зеленом и золотом поле вверху - серебряные рудокопная шахта (в виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках) и плавильная печь с червленым (красным) огнем внутри, внизу - повышенный лазоревый (синий, голубой) волнистый пояс, окаймленный и продольно тонко разделенный серебром. Щитодержатели - золотые, с червлеными языками, медведь и соболь, имеющие ошейники из черно-золотого беличьего меха (в два ряда) и стоящие на подножии в виде золотой ленты, посредине которой серебряная друза из пяти кристаллов". Герб внесён в Государственный геральдический регистр под №401.
Щитодержатели, как водится, символизируют Европейскую часть России (медведь) и Сибирь (соболь). Последний был когда-то, при Демидовых, еще и символом, маркой уральского металла. Животные скалят зубы, как бы охраняя город. Внизу щит украшен друзой, указывающей на научный потенциал города и — минеральные богатства Урала. 
Художник-геральдист Дмитрий Иванов в 2003 году разработал свой вариант графического воплощения герба по старому описанию. В проекте Иванова щит венчает золотая стенчатая корона, приличествующая по статусу областному центру.
В 2008 году депутаты гордумы единогласно утвердили новый элемент, теперь герб Екатеринбурга венчает статусная корона «в виде крепостной башни о пяти зубцах».

 

Предыдущая Следующая