Уральская международная индустриальная биеннале современного искусства. Открытие

19 сентября

Первая уральская индустриальная биеннале нащупывала собственную идентичность. Вторая – превратила Урал в центр внимания международного арт-сообщества. Третья – сделала конструктивизм главным брендом региона. Четвертая пошла дальше других – освоила путешествия во времени.

127 участников из 23 стран, 59 маршрутов программы арт-резиденций по 27 регионам города, более ста часов мероприятий образовательной программы, два месяца непрерывной работы – цифры четвертой биеннале не могут не впечатлять. Кажется, в эти дни весь Урал живет современным искусством. Можно ли было такое представить еще десять лет назад? 

Основной площадкой в этом году стало здание Приборостроительного завода, расположенное в самом центре Екатеринбурга, по соседству с набережной Исети и резиденцией Губернатора Свердловской области. Именно здесь расположился основной проект – выставка «Новая грамотность». Огромная экспозиция заняла почти половину территории завода – 6500 квадратных метров. 

Тема этого года — «Новая грамотность» посвящена труду и досугу недалекого будущего и предвосхищает изменения, которые в ближайшее время произойдут в общественной, экономической и культурной сферах. 

Вся экспозиция состоит из своеобразных диалогов и перекличек. Вот фильм братьев Люмьер о рабочих, выходящих с фабрики, а вот инсталляция тагильской арт-группы «ЖКП» – сколоченное из самых разных объектов слово «работа». Вот созданная Людмилой Калиниченко «Комната желаний» – пространство, обклеенное коллажами, на которых собраны самые примитивные и пошлые желания современного человека, а посередине стоит столб ослепительного света. Вот видео Петры Кортрайт, в которых она играет с эстетикой интернета, где все текуче и переменчиво, а вот инсталляция Федора Телкова, воссоздающая школьный класс, где на партах намертво вырезаны мысли учеников об учителях, одноклассниках и жизни в целом. Вот видеозарисовки из жизни уральских рабочих и горняков золотоносной шахты в Перу, а вот фильм финской художницы Пилвы Такала, повествующий о том, как она месяц проработала в большой консалтинговой фирме, выполняя исключительное странные, не относящиеся к работе действия.

Пейзажи Старой Утки, скульптурная группа, выводящая зрителей из состояния равновесия, темные тоннели метрополитена, инсталляция, доказывающая, что биткоины и глобальное потепление взаимосвязаны, электрические прогулки по окраинам мегаполисов, художница, предугадавшая жесты современного человека задолго до изобретения смартфонов… Все это складывается в глобальную панораму жизни современного человека. Человека, живущего одновременно в физическом, материальном прошлом, и в призрачном, бестелесном будущем. Человека, запертого в четырех стенах «хрущевки» и одновременно путешествующего по бескрайним просторам сети. Человека, окруженного настроенными на разное время часами. Человека, переживающего четвертую индустриальную революцию – и делающего ее. А та самая заявленная в заголовке «новая грамотность» – способ выживания в этом дивном новом мире, и основной проект биеннале помогает человеку ее освоить.

Программа арт-резиденций, расположившаяся в другом крыле завода, в этом году посвящена исследованию «уральскости». Урал был воспринят художниками через все органы чувств, разложен на отдельные составляющие: запахи, цвета, пигменты, минералы, кристаллы. Саунд-дизайнер Foresteppe собрал шумы заводов и природы, распределил их на отдельные звуковые дорожки, и теперь посетитель выставки может комбинировать их как угодно, создавая свой собственный звуковой ландшафт Урала. Художница Татьяна Ахметгалиева создала рисунки карандашом, сделанным из уральского графита. На ее полотнах – сюжеты из заводской жизни, приправленные долей сюрреализма.

Пожалуй, самую впечатляющую работу в этой серии создал художник из Швейцарии Руди Десельер. На Кыштымском медеэлектролитном заводе он нашел небольшие медные волны, привез их на площадку биеннале и подвесил на металлические нити. Теперь они создают еле слышное, но ощутимое гудение – словно индустриальные колосья на ветру. «Каждый слышит здесь что-то свое, для меня же это элемент игры, – рассказывает художник. – Я всегда работаю с медью, я знаю, как извлечь из нее звук, и мне просто интересно наблюдать, каким образом он резонирует».

Поход на биеннале всегда был настоящим приключением. Никогда не знаешь, что ожидает тебя в следующем зале, никогда не угадаешь, какие смыслы захлестнут тебя при виде той или иной работы. На этот раз – это увлекательное путешествие не только в пространстве, но и во времени: от заводского прошлого, через цифровое настоящее – к берегам неведомого будущего. Не верьте остановившимся заводским часам: время идет, причем во всех направлениях сразу. 

Источник: культура.екатеринбург.рф