Маршрут Екатеринбург исторический (Ознакомиться)

 

Плотина

Сердцем завода стала плотина, которая заставляла реку вращать водоналивные колеса и тем самым давать энергию за­водским механизмам. Старинная легенда утверждает, что плотина стоит на запо­ведном месте, которое указала во сне Татищеву предводительница древних чуд­ских племен, населявших когда-то здешние места. Так и лежат здесь спрятанные чудские святыни, обеспечившие процветание  заводу и долгую славную жизнь городу.  Плотина является старейшим сооружением города, которое сохранилось в своей основе  до сих пор. И это не случайно: при ее постройке использована уральская лиственница, которая имеет необычное свойство: при длительном соприкосновении с водой ее древесина не гниет, а по своей прочности обретает свойства камня. Строительство столь величественного гидротехнического сооружения (длина -209м, ширина - 42,5 м, высота -6,5 м) длилось всего пол года.

 

Екатеринбургский железоделательный завод

Екатеринбургский железоделательный завод был одним из крупнейших заводов в Европе. В сер.1730-х гг. в его составе работало более 30 различных производств. По подсчетам академика Иоганна Гмелина, побывавшего на заводе в 1733 г., он был способен ежегодно изготавливать по 323 артиллерийских орудия. Масштабы завода будут выглядеть определенней, если вспомнить, что в 1700 г. вся артиллерия российской армии, потерянная под Нарвой, составляла 150 орудий.

В известной степени Екатеринбург служил своеобразным преддверием Азии и был плацдармом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Мастеровые Екатеринбургского завода не только изготовили якоря, пушки и котлы для Камчатских экспедиций командора Витуса Беринга, ими было организовано производство в районе Якутска, обеспечившее экспедицию железом.

С начала XVIII в. страна воевала, пахала, строилась, торговала и украшалась уральским металлом. И пушки, и церковные колокола, и монеты, и кресты, и пуговицы – все было из уральского металла.

 

Монетный двор. Гранильная фабрика

В 1726 г. при Екатеринбургском заводе появилось новое производство – Платный двор, на котором вначале чеканили медные деньги необычной четырехугольной формы. Они назывались Платами, затем монетный двор перешел на чеканку обычной круглой монеты. Вплоть до 1876 г. более 80 % медных российских денег чеканились в Екатеринбурге.

Вторым предприятием, развернутым на территории завода, стала Екатеринбургская гранильная фабрика. Уральским мастерам-камнерезам было знакомо несколько десятков приемов технологической обработки камня. Появился даже свой особенный способ, так называемая «екатеринбургская грань». Импульсом к развитию камнерезного искусства послужило то, что в середине XVIII в. Северной столице потребовались украшения из камня. На фабрике были выполнены многие архитектурные детали для украшения Мраморного дворца, Исаакиевского собора, Зимнего дворца Санкт-Петербурга и «Сибирской галереи» в Царском Селе, резчиками высекались многочисленные вазы из всех уральских пород камня, шкатулки, украшения, рельефные картины из камней.

 

Исторический сквер 

До 1962 г. плотина и территория, примыкающая к ней с юга, были промышленной зоной. Старые заводские корпуса послужили основой для создания Исторического сквера, в 1973 г. у остатков заводской стены на правом берегу Исети была заложена капсула времени, которую должны вскрыть наши потомки в 2023 году к 300-летию города.

Исторический сквер – своего рода геологический музей под открытым небом: в его западной части проходит геологическая аллея, где под деревьями расположились образцы горных пород: железная руда, розовый и голубой мрамор, родонит, гранит, вермикулит, - огромные глыбы, которые символизируют богатство Уральского края.

В бывших зданиях Монетного двора и механической фабрики разместились музей природы и музей архитектуры и промышленной техники Урала.

Здание со стеклянным кубом, вобравшим в себя внутренний дворик, принадлежит Екатеринбургскому музею изобразительных искусств. Оно является самым старым на территории Исторического сквера 1749 года постройки. Сначала это был госпиталь Горного ведомства. Спустя почти 100 лет в стенах этого дома началась история профессионального театра нашего города. В ноябре 1843 г. труппа казанского антрепренера Петра Алексеевича Соколова с успехом давала здесь первые спектакли и обосновалась в Екатеринбурге навсегда. Несколько актрис и прима труппы Евдокия Алексеевна Иванова были крепостными матери великого русского писателя Ивана Тургенева, при содействии екатеринбургского общества артистки были выкуплены на волю.

Уральский государственный колледж им. И.И.Ползунова 

На западной стороне левее плотины высится большое четырехэтажное здание Уральского колледжа им. Ползунова, здесь когда-то стояло здание цифирной школы, основанной Татищевым. В нем учился замечательный русский теплотехник, один из изобретателей паровой машины Иван Ползунов, чье имя сейчас носит старейшее учебное заведение Екатеринбурга – прямой наследник Уральского горного училища. Дом был построен в 1806 г. для размещения главной конторы и лаборатории Екатеринбургского горного округа. С 1877 г. здесь расположилось Уральское горное училище.

 

ОберБергамт. Уральское горное правление. 

С момента начала строительства Екатеринбург был задуман как главный административный центр Урала – столица уральского «горного царства». Одно из первых каменных зданий – Обер-Бергамт или на русский лад – Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов, отсюда до 1919 г. осуществлялось управление более чем 150 заводами, рудниками и приисками, располагавшимися по обе стороны Уральского хребта. В 1807 г. роль столицы горнозаводского края была подтверждена присвоением Екатеринбургу статуса единственного в России «горного города». До 1863 г. он оставался в подчинении у главного начальника горных заводов хребта Уральского, министра финансов и лично императора, т.о. Екатеринбург пользовался значительной свободой от губернской Перми.

Первоначально здание было двухэтажным, имело высокую голландскую крышу и было построено в 1739-1743 гг. по проекту Иоганна фон Баннера. Спустя почти 100 лет архитектор М.П. Малахов возвел над Уральским горным правлением третий этаж, а по краям поставил два четырехколонных портика. С тех пор лицевая сторона здания почти не изменилась.

В разные годы в этом здании побывали немало знаменитых людей. В 1745 г. именно здесь Ерофей Марков, горщик, житель села Шарташ объявил о находке в окрестностях Екатеринбурга первого в России коренного рудного золота.

Этот центр горнозаводской администрации посещали проездом участники академических экспедиций Витус Беринг, Иоганн Гмелин (1742), Петр Симон Паллас (1770, 1771), Иван Лепехин (1770), немецкий естествоиспытатель Александр фон Гумбольдт (1829), писатель и публицист Александр Радищев (1790, 1797), химик Дмитрий Менделеев (1899), академик Александр Карпинский и многие другие известные люди, ряд иностранных ученых. Сейчас в этом здании располагается Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского.

 

Дом главного лесничего уральских горных заводов

Неподалеку от Главного проспекта (ныне проспект Ленина) располагается служебная резиденция главного лесничего уральских горных заводов. Главный лесничий следил за расходованием древесины в горных округах, занимался охраной и восстановлением лесов. Первым главным лесничим с 1838 по 1857 г. был Иван Иванович Шульц, который сразу же приступил к лесовосстановительным работам на Урале, для чего даже изобрел специальную сеялку.

 

Здание резиденции главного начальника уральских горных заводов.

Одним из украшений западной части городского пруда является здание резиденции главного начальника уральских горных заводов. Это один из лучших образцов архитектуры классицизма на Урале, построенная уральским архитектором Михаилом Малаховым. Самый известный хозяин этого дома – генерал Владимир Андреевич Глинка, ветеран многих войн. В юности Глинка входил в тайное общество декабристов, много позже в доме генерала Глинки останавливались декабристы, возвращавшиеся из сибирской ссылки.

Сохранился рисунок 1837 года, сделанный из окна этого особняка известным русским поэтом Василием Андреевичем Жуковским, который посетил Екатеринбург, сопровождая в путешествии по России великого князя Александра Николаевича – будущего царя Александра II.

С 1837-1856 гг. он занимал пост главного начальника горных заводов хребта Уральского и сделал немало полезного для Екатеринбурга и Урала в целом. В.А.Глинку называли «царь и бог хребта Уральского», он был героем многочисленных исторических анекдотов. Главное, благодаря Глинке был утвержден первый генеральный плана Екатеринбурга, его стараниями основаны механическая фабрика, горное училище и профессиональный театр. 

 

Дом Н.И. Севастьянова


В восточной части пруда, неподалеку от плотины находится эффектное здание, известное как дом Н.И. Севастьянова, чиновника горного ведомства, стремительно разбогатевшего в период Крымской войны на организации доставки металла с Урала на «коммерческом праве» (в 1851-1857 гг. был главным смотрителем казенных металлических караванов Уральских заводов, занимался также золотопромышленностью, винокуренным делом, имел мануфактурную фабрику). В 1858 г. он вышел в отставку в чине надворного советника и через два года купил у С.А.Медведчикова трехэтажный дом на этом месте, который перестроил в стиле поздней готики по проекту екатеринбургского архитектора А.И. Падучева в 1866 г.

Доподлинно известно, что Севастьянов, продав дом за 40 000 рублей, навсегда покинул Екатеринбург, переселившись в северную столицу. В выкупленном казной доме с 1874 г. размещался Екатеринбургский окружной суд.

По своей архитектурной форме дом весьма оригинален. С одной стороны, он относится к постройкам позднейшего классицизма. Именно для этого стиля характерен бельведер - вышка в угловой части здания. Но обильные украшения и отдельные детали на фасаде и внутри здания характерны для готического стиля. Это один из уникальных образцов в исторической застройке Екатеринбурга.

Ни о ком в Екатеринбурге не ходило столько баек, подчеркивающих его чудачества. Легенда гласит, что богатства Севастьянова были таковы, что он даже обращался с просьбой к императору разрешить ему покрыть крышу здания золотом, но не получил позволения (по другой версии, ему было предложено сперва позолотить купола всех екатеринбургских церквей). Рассказывают также, что как-то он решил ходить в чугунных башмаках, замаливая грехи.

 

Киноконцертный театр «Космос»

Серебристое здание киноконцертного театра «Космос» также расположено на набережной городского пруда. Этот самый крупный зал в Екатеринбурге вновь встречает зрителей после своей поистине «космической» реконструкции. Обновленный фасад здания, напоминающий огромный киноэкран, украшает барельеф «Летящая муза».

 

Вознесенская горка с архитектурным комплексом Храма на Крови.

Вознесенская горка - это самая высокая точка исторического центра Екатеринбурга. В первой половине XVIII века здесь стоял загородный дом основателя города Василия Татищева. Сейчас на вершине Вознесенской горки расположен старейший из сохранившихся храмов Екатеринбурга – церковь Вознесения Христова. В 1769 г. канцелярия Главного правления заводов дала разрешение на строительство деревянной Вознесенской церкви. Она и была поставлена на западном склоне горы. Уже в 1792 г. на самой вершине горы началось строительство каменной Вознесенской церкви, завершенное в 1808 г. Здание Вознесенской церкви это одно из мест, где в годы Великой Отечественной войны хранились петербургские сокровища Эрмитажа. В 1998 г. в церкви был проведен обряд отпевания останков царской семьи перед их отправлением для захоронения в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

 

Храм на Крови

В 2003 году на склоне Вознесенской горки на месте бывшего ипатьевского дома, где была расстреляна семья последнего российского императора, был освящен Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших. Трехпрестольный пятикупольный храм в русско-византийском стиле своим масштабом и расположением сразу стал городской достопримечательностью и местом паломничества.

 

Дворцово-парковый ансамбль усадьбы Расторгуева - Харитонова.

С северной стороны к церкви примыкает самый удивительный по красоте усадебно-парковый ансамбль Екатеринбурга. Строительство усадьба Расторгуева – Харитонова началось с 1794 года и продолжалось почти 30 лет. На последнем этапе в строительстве принимал участие М.П. Малахов. Этот величественный и одновременно изящный дворец занимает весь северный склон Вознесенской горки. Екатеринбургский акрополь, так именуют екатеринбуржцы это великолепное архитектурное творение, которое таит в себе множество тайн и легенд.

Уральский писатель К.В.Боголюбов приводит легенду, которая гласит, что здание построено по проекту даровитого архитектора, заключенного императором Павлом I в Тобольскую тюрьму. Этот человек "без имени", имевший только тюремный номер, якобы был переведен за большую взятку в Екатеринбургский тюремный замок. Он построил дворец, но был обманут заказчиком, обещавшим ему организовать побег. В отчаянии по дороге в Тобольск архитектор повесился в Тюменской тюрьме. Имя его так и осталось неизвестным.

В 2004 г. профессор Архитектурно- художественной академии, председатель общества уральских краеведов Всеволод Слукин обнаружил в одном из итальянских изданий прямое указание на имя архитектора - создателя усадьбы. Его звали Томмазо Адамини. В первой четверти XIX в. - это был известный архитектор, работавший над созданием красивых зданий в С-Петербурге, Москве и Екатеринбурге.

Сам Расторгуев умер, не дождавшись завершения строительства (1824 г.), и дом (как, впрочем, и Кыштымские заводы) перешел к его зятю П.Я. Харитонову. Были возведены парадные ворота и ограда хозяйственного двора. На эти же годы приходится и основание парка, регулярная планировка которого гармонично сочеталась с композицией в живописном английском стиле. Этот парк всегда был открыт для посетителей. Под парком проходят старые подземные ходы, один из них обнаружили после обвала в 1924 г. Согласно легендам, старовер Расторгуев, опасаясь гонений, проложил из дома ходы через парк, под Вознесенской площадью до городского пруда.

В настоящее время в здании усадьбы размещается городской Дворец творчества учащихся.

 

Площадь Советской армии. Окружной дом офицеров.

На площади Советской армии находится один из самых неординарных памятников архитектуры предвоенных лет – здание окружного Дома офицеров, построенное по проекту архитектора В.В. Емельянова. Его правое крыло увенчано прямоугольной башней со шпилем, похожим на обелиск. Левую часть с десятиколонным портиком украшает скульптурная группа артиллеристов.

Внутри находится отличный зрительный зал, работает военно-исторический музей. Экспозиция музея отражает историю уральских формирований, начиная от Екатеринбургского мушкетерского полка 1796 года до Приволжско-Уральского военного округа. Особый интерес у посетителей музея вызывает фрагмент рабочего кабинета маршала Георгия Жукова и выставка вооружения под открытым небом.

Здание Дома офицеров с восточной стороны примыкает к площади Советской Армии. Ее композиционным ядром является скорбная фигура солдата. Мемориал «Черный тюльпан», посвященный памяти российских воинов, погибших в Афганистане и других местах «локальных» войн, установлен в 1995 году авторы А.Н. Серов и К.В. Грюнберг.

 

Городок чекистов

Екатеринбург очень часто называют «архитектурным заповедником» конструктивизма. Количество архитектурных сооружений, построенных в этом стиле, превышает четыре десятка. Ничего подобного нет ни в одном российском городе. Гладкие стены, геометрические объемы, ленточные окна вот типичные признаки конструктивизма. Но в каждом из этих зданий есть что-то необычное, присущее только ему. Мы уже видели здание спортивного комплекса «Динамо» на стрелке Городского пруда. Предлагаем вам познакомиться с жилым комплексом «Городка чекистов», расположенным в непосредственной близости от проспекта Ленина.

Его самый выразительный объект подковообразное здание гостиницы «Исеть». Этот комплекс строился для командного состава уральского НКВД по оригинальному проекту архитекторов И.П. Антонова, В.Д. Соколова и А.М. Тумбасова с 1929 по 1936 г. Помимо жилых домов квартирного типа комплекс включал в себя объекты культурно-бытового обслуживания: дом гостиничного типа для молодежи, здание клуба и универмага, медицинский корпус с аптекой, здание детского сада и яслей.

Проектировщики планировали, что жители будут вести новый образ жизни: питаться на фабрике-кухне (в домах отсутствовали кухни), детей отдавать на воспитание в детский сад, совместно проводить досуг в клубе. По замыслу архитекторов комплекс устроен в высшей степени рационально и удобно, но с другой стороны происходила строгая регламентация жизни, когда человек становился винтиком в хорошо отлаженном государственном механизме.

 

Здание театра оперы и балета

Один из старейших театров – Екатеринбургский театр оперы и балета существует в городе с 1912 г. В начале XX в. городская дума Екатеринбурга объявила всероссийский конкурс на лучший проект городского театра. Победу в конкурсе одержал проект под названием «Светлана» архитектора В.Н. Семенова. В 1912 г. театр открыл свой первый сезон оперой М.И. Глинки «Жизнь за царя». Во все времена здесь работали выдающиеся мастера. В Екатеринбурге начинали свой творческий путь знаменитые впоследствии певцы оперной сцены: И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, И.К. Архипова, Б.Т. Штоколов и Ю.А. Гуляев.

 

Здание первого городского театра

Театральные традиции Екатеринбурга имеют удивительную историю. В ноябре 1843 года труппа казанского антрепренера П.А. Соколова с успехом показала первые спектакли и обосновалась в Екатеринбурге навсегда. Несколько актрис и прима труппы Евдокия Иванова были крепостными матери великого русского писателя Ивана Тургенева; но при содействии начальника уральских заводов В.А. Глинки екатеринбургское общество собрало необходимую сумму и в 1845 выкупило артисток на волю. Спустя два года в 1847 году на деньги екатеринбургских купцов-золотопромышленников по проекту архитектора К.Г. Турского было построено здание первого городского театра (ныне кинотеатр «Колизей»). В 1896 году в городском театре состоялся один из первых в Екатеринбурге сеансов кинематографа. А с 1912 года кинематограф обосновался здесь уже навсегда.