Parks of Ekaterinburg

Parks and public gardens are traditionally called the “lungs of the city”. A green belt of 13 forest parks encircling Ekaterinburg creates a necessary biological filter that allows citizens to feel comfortable living in the “industrial heart” of the country. No other major city in Russia has so many forest parks around.

The work to preserve the surrounding forests was started by one of city founders, Vasily Tatishchev. In 1722 he wrote the first instruction “On forest preservation”, further elaborated in the “Plant Regulations” and stating: “To forbid forest cutting under brutal penalty <…> 15 versts from the plants the standing forest is not to be cut for firewood and house construction, but to use brushwood and fallen trees, or go further from the plants”. In 1728 an office of Forestry Warden was established; he was in charge of making sure the rules were strictly followed.

Later on, the forests around the city were not only preserved, but also multiplied. Nowadays they are considered a protected natural area. Special services equip them for campers’ needs: they install benches and pavilions, keep the territory clean, and decorate it with wooden sculptures (as in Russian Forestry Park, for example).

A popular place for winter recreation is Uktus forest park. It is name after the Uktus mountain, the slopes of which are equipped for downhill skiing and snowboarding. In addition, there are cross-country skiing paths and smaller hills around the mountain. The park infrastructure includes a café and a hotel for guests of the city. In summer Uktus forest park is a quiet and less popular area.

 
  "Stones Tents"  Shartash forest park

One of the most popular forest parks in Ekaterinburg is Shartash forest park. A unique natural monument – Shartash Stone Tents – is located here. Stone Tents are small rock formations with granite plates stacked like mattresses. The highest rock is 12 m, and with the hill where it is located total height reaches 25 m. At the same time the rocks are not visible from afar, because they are situated amid pine forest.

Thanks to archeological finds, it is established that ancient people sites were situated here and the rocks themselves were used to make sacrifices. In the early 20th century the workers gathered here for illegal May-day and Bolshevik meetings. One of the local Bolshevik leaders Yakov Sverdlov once was speaking in public here. For 67 years the city was named after him, and the region is still called Sverdlovskaya Oblast.

Today, the Stone Tents area is a popular recreational place among citizens. Here you can walk along shady paths, ride a bike, or swim in Lake Shartash situated not far from the park.

 
Park of Rastorguev-Kharitonov's Mansion  

In the center of Ekaterinburg there is a number of historic green areas formed back in the 19th century. The park of Rastorguyev-Kharitonov’s mansion on Voznesenskaya Gorka (Ascension Hill) is one of them. It was laid out in 1826 as a garden adjoining the mansion. The mansion itself was built in classical style, therefore the garden has characteristics of a classical English park. It combines regular layout in the upper part of the garden with picturesque tortuous paths, artificial mounds and groups of trees in the lower part. It is known that all the trees planted in the park were already grown-up, they were especially dug up in forests around the city.

The gem of the park is the little pond with an artificial island. It can be reached via a little bridge that sets against a rotunda pavilion. But this is the distinguishing feature of the contemporary park: under one of the first owners Peter Kharitonov there was another miracle here. There was a grotto in the southern part of the park on a hill. It was built from bricks and covered with earth for natural look. The grotto was used as a wine cellar; they also made ice-cream there. A summer pavilion was built above the grotto. Under one of the tables there was a device, used to lift ice-cream to the guests directly from the grotto. In the Soviet era first a chess club was located in the grotto, then a storehouse, until the grotto was finally demolishing after a fire in 1990.

The park of Rastorguyev-Kharitonov’s mansion has always been open for the public. Nowadays it is a favorite place for walking and for doing sports, and there are special playgrounds for children.

A similar multifunctional area combining possibilities for rest and sports is the park named after Pavlik Morozov laid out in the Soviet time. After Perestroika it felled into decay because of insufficient funding, but it has been reconstructed and renewed recently. Besides the general work of planting the greenery on the territory and equipping it with benches, urns and lanterns, several children’ s playgrounds, a workout ground and even an agility ground for dogs were constructed here. For the convenience of the visitors all the paths are covered with special rubberized canvas.

 
Arboretum, and Open air museum, 8 Marta St.  

The special place and an original open air museum in the open air that is Ekaterinburg Arboretum. It has two branches: one at the intersection of Pervomayskaya and Mira streets and the other at the intersection of 8 Marta and Kuybysheva streets.

The Arboretum on Pervomayskaya Street was founded on the basis of a Research Greenery Station. At first there was just pine forest, and after the research station was opened in 1932, various plants brought from other regions began to appear here. The main plantation was made in 1935-1936. The plants were brought from all over the country and the world: from Siberia and Far East, from Asian countries, North America and Europe. In 1960s the first collection of Ural roses appeared in the park, and by 1990 about 100 species were cultivated in the rosarium. The park was open for visitors in 1962, by that time there were more than 300 species and varieties of plants. However, its rich flora is not the only particularity of the park, there are also two picturesque ponds with ducks.

The Arboretum on 8 Marta Street, including a nursery garden of 1 hectare area, was founded in 1948. It replaced a Pioneers’ garden that had been previously opened here to conduct Biology lessons. After reconstruction, exhibitions of flowers and flower-beds started opening in the park. Later, the exhibit was enriched with a collection of citruses brought from Sochi. By 1955 the nursery garden had 80 varieties of trees and brushes seedlings. In the end of 1990s the park had a total area of 7.5 hectares, including a winter garden of 300 sq. m.

Besides of plants, the park features a fountain and Alexandro-Nevskaya chapel that was built in the memory of Emperor Alexander II and his peasant reform abolishing serfdom. Currently a possible expansion of the park to the east, on the other bank of the Iset River, is being considered.

Today the eastern side of the Arboretum faces the right bank of the Iset. On the other bank there is a pedestrian area now. It starts from Kuybysheva Street and runs up to “Dynamo” stadium. At this part of the riverfront you can see one of most curious monuments in Ekaterinburg – a huge concrete keyboard. Further, closer to the city center, the riverfront runs into Historical public garden with a Stone garden displaying mineralogical wealth of the Urals. In the future city authorities plan to prolong the pedestrian area from Verh-Isetsky pond to Khimmash district, i.e. throughout entire Ekaterinburg. The nearest plans are to make a pedestrian crossing under the bridge on Malysheva Street.

The most attended and the largest park of the city is Mayakovsky Central Park of Entertainment and Culture. It occupies the area of 100 hectares, and since 1980s has been a traditional location for city holidays and festivities.

Historically the park is laid just on the place where traditional festivities were held. In the 19th century merchants summer houses and Meshchanskaya grove were located here, in the bend of the Iset. In summer 1934 Sverdlovsk Park of Entertainment and Culture was opened at this territory. The same year, to celebrate the poet’s 40th anniversary, the park was named after Vladimir Mayakovsky. At that time the park was in the outskirts, in pine forest, and its total area was 133 hectares. At first, Mayakovsky park was simply a forest area. It was used for walk and camping, as well as skiing in winter. The only attractions were a little pond, a dance pavilion with a summer stage and three amusement rides. In 1936, a cinema and a summer circus were opened in the park.

After the beginning of the Great Patriotic War the park was closed. In 1943 its territory became a polygon for vehicular reconnaissance battalion of the Ural volunteer tank corps. In memory of this battalion, a stone stele stood in the far part of the park for many years. In 1995, to commemorate the heroes of the battalion a monument of motorcycle wheel was installed on the Memorial square of the park. Historic and Cultural Center under the Government of the Russian Federation included it in the digest “Monuments of military valor and fame”.

After 1950, significant changes took place in the Central Park of Entertainment and Culture: the central alley was moved to the left, new brick office buildings and the central entrance arch were built. Later a monument to Mayakovsky was installed in the park, and the cinema was renewed. In 1960, children’s railroad circle was launched at the park area. Three years later a planetarium was open near the central entrance (it no longer functions). Mayakovsky Central Park of Entertainment and Culture became one of the leading parks in Russia. In socialist competitions among parks it bolded the first rank many times. And by 1970 it received a permanent Red Banner.

 
  Mayakovsky Central Park of Entertainment and Culture, cenntral alleyway

After Perestroika all the old attractions of the park were closing one by one, but many news ones appeared. In 1991 an attraction “In the world of fairy tales” was opened. In summer 2006 the first international festival of landscape sculpture took place in the open air in the Central Park of Entertainment and Culture. The works of 13 winners later decorated the central alley of the park. The same year the first color music fountain “Sozvezdiye”, unique to the Urals, was opened here. The diameter of the fountain pan is 15 m, its content is 153 m3. Using illumination the effect of 9 colors is reached, and the height and the shape of jets create13 images interchanging depending on music tempo, at a speed from 2 seconds to 5 minutes. One year later, 3 additional smaller color music fountains appeared on the central alley of the park.

In 2008 the second international festival of landscape sculpture took place. It was marked by the opening of Literary alley decorated with sculptures of famous writers of the 18-19th centuries. and Retro alley.

As of today, the total area of Mayakovsky Central Park of Entertainment and Culture is 94 hectares, 70 hectares of those is forest. There are about 40 amusement rides and attractions, a soft playroom, and an arcade. Those fond of nature can visit a contact zoo. Its inhabitants include sheep, pigs, goats, a peacock, a raccoon, a polecat, different colorful rabbits, hen, ducks, geese and other animals. The gem of the zoo are roe deer and reindeer. You can touch and feed those friendly animals. In winter, there is a skating rink and ice-hills on the park territory, and cross-country skiing paths in the forest area.

Concert tours of pop-stars and traditional city holidays are also held in the park. In 2014, in anticipation of the FIFA World Cup matches that Ekaterinburg will be hosting in 2018, a special football fan-zone was built here. It has a territory of 1.5 hectares, and after  the 2014 International FIFA Fan Fest was reequipped as a multifunctional sports ground.

Every year Mayakovsky Central Park of entertainment and Culture is visited by more than 2.5 million people, both citizens and guests of the capital of the Urals.

Парки Екатеринбурга

Парки и скверы традиционно называют «лёгкими города». Зелёное кольцо из 13 лесопарков, опоясывающих Екатеринбург, является необходимым биологическим фильтром, который позволяет жителям мегаполиса комфортно ощущать себя, находясь в «промышленном сердце» России. Подобного количества лесопарковых зон не имеет ни один другой крупный город нашей страны.

Начало работе по сохранению лесов вокруг Екатеринбурга положил ещё один из основателей города – В. Н. Татищев. В 1722 году он составил первую инструкцию «О сбережении лесов», доработанную впоследствии в «Заводском уставе», и гласившую: «Леса рубить всем воспретить под жестоким наказанием <...> В 15 верстах от заводов стоячего леса на дрова и избы не рубить, а довольствоваться валежником <…> или подалее от заводов отходить». В 1728 году была учреждена должность лесного надзирателя, в обязанности которого вменялось следить за исполнением данной инструкции.

В дальнейшем леса вокруг города не только сохранялись, но и приумножались. Сейчас они считаются особо охраняемой природной территорией. Специальные службы обустраивают их для нужд отдыхающих: устанавливают скамейки и беседки, чистят территорию, украшают её деревянными скульптурами (как, например, в Парке лесоводов России).

Популярным местом для зимнего отдыха является Уктусский лесопарк. Он получил своё название благодаря горе Уктус, на склонах которой оборудованы горнолыжные и сноубордистские спуски. Кроме того, здесь есть лыжные тропы вокруг горы и небольшие горки, с которых можно покататься самостоятельно на лыжах или снегоходах. Инфраструктура парка включает в себя кафе и гостиницу для гостей города. Летом Уктусский лесопарк – место немноголюдное.

 
  Каменные палатки, Шарташский лесопарк

Одним из наиболее посещаемых лесопарков города является Шарташский. На территории парка находится уникальный памятник природы – Каменные палатки, представляющие собой скалы-останцы, напоминающие по форме матрацы. Самая высокая скала достигает 12 м, а вместе с холмом, на котором она расположена, высота составляет 25 м. При этом издалека Каменные палатки не просматриваются, так как скалы расположены посреди соснового леса.

Благодаря археологическим находкам установлено, что в этих местах находились стоянки древних людей, а сами скалы использовались для жертвоприношений. В начале XX века здесь собирались рабочие для проведения маёвок и большевистских собраний. Здесь же выступал один из лидеров большевистского движения Екатеринбурга Яков Свердлов. 67 лет город носил его имя, а область и поныне называется Свердловской.

Сегодня район Каменных палаток – излюбленное место отдыха горожан. Здесь можно прогуляться по тенистым дорожкам, проехаться на велосипеде или искупаться в находящемся неподалеку озере Шарташ.

В центре Екатеринбурга расположен целый ряд исторических зелёных зон, сформированных ещё в XIX веке. Таким местом является, например, парк усадьбы Расторгуева-Харитонова на Вознесенской горке. Он был заложен в 1826 году как приусадебный сад. Сама усадьба строилась в классическом стиле, поэтому и парк носит черты английского парка в стиле классицизма. Он сочетает в себе регулярную планировку в верхней части сада с живописными извилистыми тропинками, насыпными холмами и группами деревьев в нижней части. При этом известно, что деревья для парка привозились уже взрослыми, их выкапывали в окружающих город лесах.

 
Парк усадьбы Расторгуева-Харитонова  

Украшением Харитоновского парка является небольшой пруд с искусственным насыпным островом. На остров можно попасть по маленькому мостику, который упирается в беседку-ротонду. Но это изюминка современного парка, а при одном из первых владельцев П. Я. Харитонове было здесь и другое чудо. В южной части парка, на горке, располагался грот. Он был построен из кирпича и завален землей для придания ему естественного вида. Грот использовался как винный погреб, а ещё там делали мороженое. Сверху над гротом располагалась беседка. Под одним из столов был спрятан механизм, благодаря которому мороженое поднималось из грота наверх к гостям. В советские годы в гроте находился сначала шахматный клуб, потом склад, пока его окончательно не снесли после пожара в 1990 году.

Сразу после создания парк усадьбы Расторгуева-Харитонова был открыт для всех горожан. Он и сегодня является излюбленным местом для гуляния и для занятий физкультурой, а для детей здесь оборудованы специальные площадки.

Такой же многофункциональной территорией, сочетающей в себе возможности для отдыха и для занятий спортом, является парк имени Павлика Морозова, созданный уже в советское время. После перестройки из-за недостаточного финансирования он пришёл в запустение, но недавно был реконструирован и преображён. Помимо основных работ по озеленению территории и обустройству её скамейками, урнами и фонарями, в парке построили и оборудовали несколько детских площадок, площадку упражнений на свежем воздухе на специальных снарядах и даже площадку для занятий с собаками. Для удобства посетителей все дорожки парка покрыты специальным прорезиненным полотном.

 
  Дендрологический парк-выставка Екатеринбурга, перекресток ул. Первомайской и ул. Мира

Особым местом, своеобразным музеем под открытым небом, является Дендрологический парк-выставка Екатеринбурга, имеющий два филиала, один из которых находится на пересечении улиц Первомайской и Мира, а другой – на пересечении улиц 8 Марта и Куйбышева.

Дендрологический парк на улице Первомайской был создан на базе научно-исследовательской станции озеленения. Сначала здесь находился сосновый лес, а после открытия станции в 1932 году на этом месте началась посадка различных растений, привезённых из других регионов. Основные насаждения были сделаны в 1935-1936 годах. Растения привозились со всей страны и мира: с территории Сибири, Дальнего Востока, азиатских стран,

Северной Америки и Европы. В 1960-х годах в парке появилась первая коллекция роз Урала, а к 1990-м годам в розарии культивировалось уже до 100 видов растений. Для посетителей дендропарк открылся в 1962 году, к этому времени здесь насчитывалось более 300 видов и сортов растений. Впрочем, богатая флора – не единственная достопримечательность парка. Есть в нём ещё и два живописных пруда с утками.

Дендрологический парк на улице 8 Марта был создан в 1948 году вместе с питомником площадью 1 га. Он пришёл на смену находившемуся здесь ранее Саду пионеров (позднее именовавшегося Садом юного мичуринца), созданному для проведения уроков биологии для школьников. После реорганизации в дендропарке начали проводиться выставки цветов и клумб. Позднее экспозиция обогатилась коллекцией цитрусовых, привезённых из Сочи. Уже к 1955 году питомник обладал 80 видами сеянцев деревьев и кустарников. В конце 1990-х годов парк занимал площадь 7,5 га, причём 300 м² занимал зимний сад.

Кроме растений на территории парке находится фонтан и часовня Александра Невского, построенная в память об императоре Александре II, освободившем крестьян от крепостной зависимости. В настоящее время рассматривается вопрос о расширении парка на восток – на противоположный берег реки Исети.

Сегодня дендропарк восточной стороной выходит на правый берег Исети. На противоположном же берегу обустроена пешеходная зона. Она начинается от улицы Куйбышева и заканчивается у стадиона «Динамо». На обустроенной части набережной можно увидеть один из самых необычных памятников Екатеринбурга – огромную компьютерную клавиатуру из бетона. Дальше, ближе к центру города, набережная переходит в Исторический сквер с садом камней, представляющим минералогическое богатство Урала. В дальнейшем городские власти планируют продлить пешеходную зону от Верх-Исетского пруда до Химмаша, т.е. через весь Екатеринбург. Уже в ближайшее время появится пешеходный переход под мостом на Малышева.

Самый посещаемый и самый обширный из городских парков Екатеринбурга – Центральный парк культуры и отдыха имени В. В. Маяковского. Он занимает площадь около 100 га, и с 1980-х годов является традиционным местом проведения общегородских праздников и массовых народных гуляний.

 

     Дендрологический парк-выставка,          ул. 8 Марта

 

Исторически парк разбит как раз на месте народных гуляний. Ещё в XIX веке здесь, в излучине Исети, располагались купеческие дачи, рядом с которыми находилась Мещанская роща. Летом 1934 года на этой территории открылся Свердловский парк культуры и отдыха. В этом же году, в связи с сорокалетием поэта, парк получил имя В. В. Маяковского. В то время парк находился на окраине города в сосновом бору, а его площадь составляла 133 га. Первоначально парк имени Маяковского был просто лесопарковой зоной. В нём можно было погулять, отдохнуть на природе, зимой – покататься на лыжах. Из достопримечательностей имелись только небольшой пруд, танцверанда с летней эстрадой и три аттракциона. В 1936 году на территории парка появились кинотеатр и летний цирк.

После начала Великой Отечественной войны парк закрылся. В 1943 году на его территории устроили полигон для мотострелкового разведывательного батальона Уральского добровольческого танкового корпуса. В память об этом батальоне в дальней части парка долгие годы стояла каменная стела. В 1995 году в честь героев батальона на Мемориальной площади парка был установлен памятник в форме мотоциклетного колеса. Историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации включил его в сборник «Монументы и памятники воинской доблести и славы».

После 1950 года в ЦПКиО произошли значительные изменения: центральная аллея переместилась влево, были построены кирпичные здания арки центрального входа и дирекции. Позднее в парке установили скульптуру Владимира Маяковского и вновь отстроили кинотеатр. А в 1960 году на территории парка запустили детскую железную дорогу, которая носила громкое имя «Малая Свердловская железная дорога имени Н. А. Островского». Тремя годами позднее у центрального входа открылся планетарий (сейчас он уже не функционирует). Центральный парк культуры и отдыха имени Маяковского стал одним из ведущих парков России. Он не раз занимал первые места в социалистических соревнованиях парков страны. А к 1970 году он навечно получил Красное Знамя.

После перестройки все старые достопримечательности парка постепенно закрылись, зато появились новые. С 1991 года открылся аттракцион «Городок сказок». Летом 2006 года в Екатеринбургском ЦПКиО под открытым небом прошел первый международный фестиваль садово-парковой скульптуры. Работы тринадцати победителей украсили Центральную аллею парка. В этом же году в парке открылся первый цветомузыкальный фонтан «Созвездие», аналогов которому нет на Урале. Диаметр чаши фонтана 15 метров, вместимость 153 м3. С помощью подсветки достигается эффект 9 оттенков, а высота и форма струй дают 13 картинок, которые сменяют друг друга в зависимости от темпа музыки со скоростью от 5 минут до 2 секунд. Годом позже на Центральной аллее появились ещё 3 малых цветомузыкальных фонтана.

В 2008 году состоялся второй международный фестиваль садово-парковой скульптуры. Он ознаменовался открытием Литературной аллеи, которую украшают бюсты знаменитых писателей XVIII-XIX веков, и Аллеи ретро.

На сегодняшний день общая площадь ЦПКиО имени Маяковского составляет 94 га, 70 из них – лесной массив. На территории парка действует около 40 аттракционов, мягкая игровая комната, зал

игровых автоматов. Любители природы могут посетить контактный зоопарк. Его обитатели разнообразны: овцы, козы, свиньи, павлин, енот-полоскун, хорёк, множество разноцветных кроликов, куры, утки, гуси… Настоящим украшением зооуголка являются косули и северные олени. Добродушных животных можно потрогать и покормить. Зимой на территории парка функционирует ледяной каток и горки, а в лесном массиве проложены лыжные тропы.

Кроме того, в парке организуются гастрольные выступления звёзд эстрады и традиционные городские праздники. В 2014 году в преддверии матчей Чемпионата мира по футболу, которые Екатеринбург примет в 2018 году, в ЦПКиО построена специальная фан-зона. Она занимает территорию в 1,5 гектара и после проведения Фестиваля болельщиков 2014 года переоборудована в многофункциональную спортивную площадку.