Храмы Екатеринбурга

Православные храмы начали возводиться в Екатеринбурге практически с момента его основания, являясь архитектурными доминантами города, его важнейшими культурными и духовными центрами вплоть до начала XX века.

 

Часовня Святой Екатерины, площадь Труда

 

Крупнейшими соборами города в XVIII веке были Екатерининский и Богоявленский кафедральный собор, располагавшиеся на главных городских площадях. Сегодня эти соборы утрачены, и современная застройка центральной части города не позволяет возродить их в первоначальном виде. В 1998 году, в преддверии 275-летнего юбилея города, на месте снесённого ранее Екатерининского собора была построена часовня во имя Святой великомученицы Екатерины, которая считается покровительницей горного дела. В 2003 году в часовню поместили капсулу с землёй с места захоронения Василия Татищева, одного из основателей Екатеринбурга.

 
 

Церковь Вознесения Господня, ул. Клары Цеткин, 11

Единственным городским храмом XVIII века, сохранившимся до наших дней, является церковь Вознесения Господня. Сегодня это самая старая и единственная, построенная в стиле барокко, екатеринбургская церковь. Интересно, что для строительства первой церкви на этом месте были использованы брёвна перенесённого сюда деревянного придела Богоявленской церкви. К концу XVIII века деревянная церковь обветшала, и по просьбе прихожан в 1789 году началось сооружение каменной двухэтажной церкви. Впоследствии храм неоднократно достраивался и расширялся. В 1834 году к храму добавили два придела с южной стороны и два с северной, а также построили новое крыльцо. К началу XX века храм имел уже 6 приделов: Вознесенский, Рождества Пресвятой Богородицы, Благовещенский, во имя святителя Митрофана, во имя Ильи Пророка, в честь Казанской иконы Божией Матери. На нижнем этаже располагалась мужская одноклассная церковно-приходская школа.

В 1920 году Вознесенский приход заключил с Екатеринбургским Советом рабочих и крестьянских депутатов договор. Согласно документу, приход мог бесплатно и бессрочно пользоваться зданием храма и всем культовым имуществом при условии бережного хранения достояния, ставшего отныне народным. В договоре имелись также следующие пункты: «не допускать в богослужебных помещениях собраний враждебного советской власти содержания; <...> не допускать произнесение проповедей и речей, враждебных советской власти».

Однако уже в 1922 году вступил в силу декрет об изъятии ценного церковного имущества, которое было выполнено из драгоценных и полудрагоценных камней. Ещё раньше, при составлении договора с советской властью, была сделана полная опись всего имущества Вознесенского храма, однако при изъятии некоторые предметы церковной утвари обнаружены не были. Чуть позже, во время проведения литургии священники произнесли положенную формулу: «Ещё молимся о святейшем Тихоне – Патриархе Московском...». Это было серьёзным политическим нарушением: для официальных властей Патриарх Московский был всего лишь гражданином Белавиным, контрреволюционером и преступником. Против Вознесенского прихода завели целое дело.

Логичным последствием всех этих событий стало расторжение договора и закрытие храма. Здание использовалось сначала как школа, а затем как Музей истории революции. Главный колокол Вознесенского храма был передан театру оперы и балета Екатеринбурга, где он долгое время был задействован в исторических постановках, таких как «Борис Годунов» и «Князь Игорь». В годы перестройки храму вернули его статус, а колокол вернули Епархии. 15 февраля 1991 года, в праздник Сретения Господня в церкви отслужили первую после долгих лет литургию.

 

Храм-на-Крови, ул. Царская, 10

 

Напротив церкви Вознесения Господня расположены пятиглавый Храм-на-Крови (полное название – Храм-памятник на Крови во имя Всех Святых, в земле Российской просиявших) и Патриаршее подворье. Храм является одним из самых крупных не только в Екатеринбурге, но и во всей России.

Место для храма выбрано не случайно: именно здесь до 1977 года стоял дом Ипатьева, в котором трагически оборвалась жизнь последнего российского императора Николая II и его семьи. После сноса дома участок долго пустовал. Но с домом или без него, это место всегда привлекало внимание паломников, как российских, так и иностранных. В итоге решено было построить Храм-на-Крови, который совмещал бы функции непосредственно храма и музея. Строительство началось в 2000 году и велось быстрыми темпами, так как планировалось завершить работы к 85-летней годовщине со дня расстрела Романовых. Как и ожидалось, 16 июля 2003 года храм был освящён.

Весь облик храма символичен. Русско-византийский стиль исполнения символизирует собой связь времён, именно в этом стиле строилось подавляющее число церквей при Николае II. Красный и бордовый гранит в оформлении стен здания напоминает о пролитой здесь крови. Кроме того, храмовый комплекс подразделён на две части. Верхний храм во имя Всех Святых символизирует собой негасимую лампаду, зажжённую в память о произошедших на этом месте трагических событиях. В нижнем храме воссоздана «расстрельная комната», представлены материалы, рассказывающие о последних днях жизни царской семьи. У входа посетителей встречает памятник царской семье – семифигурная композиция, которая также призвана напомнить о произошедших здесь событиях.

Деятельность храма обширна. Он не только принимает паломников и туристов, но и содержит церковно-приходскую школу для детей от 6 лет. Зимой на площади перед входом в храм проводится конкурс ледяных скульптур православной и рождественской тематики.

 
 

Патриарше подворье, ул. Царская, 8

Рядом с Храмом-на-Крови располагается патриаршее подворье, построенное и освящённое вместе с храмом. Оно включает в себя непосредственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку и целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий. В 2012 году напротив Храма-на-Крови, через дорогу, была установлена скульптурная композиция, посвящённая православным покровителям семьи, любви и верности – Святым Благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским Чудотворцам. Смысл композиции, по словам её создателей, в «создании положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождения и воспитания детей в духе любви к Родине».

Другим ярким представителем храмовой архитектуры Екатеринбурга в русско-византийском стиле является храм-колокольня «Большой Златоуст». Храм представляет собой копию собора, находившегося недалеко от современного места и взорванного в 30-е годы XX века. Он был воссоздан по сохранившимся чертежам и фотографиям и освящён в 2013 году.

 

Храм-колокольня «Большой Златоуст», ул. 8 Марта, 17а

 

Судьба оригинального храма достаточно интересна. Для того чтобы утвердить его постройку, горожане несколько раз подавали прошения в Синод. Проект первого здания был разработан известным екатеринбургским архитектором Михаилом Малаховым в стиле классицизма. В Синоде проект отклонили и разработали вместо него свой – в русско-византийском стиле и больший по размеру. Средств на постройку такого храма у города не было, поэтому в Синод послали прошение о выделении 10000 рублей на строительство или утверждении прежнего проекта. Денег в столице не выделили, но и малаховский проект не одобрили, а прислали новый чертёж меньшего по величине здания. Сдаваться просто так жители Екатеринбурга не хотели и послали в столицу новое прошение, в котором говорилось, что первоначально разработанное здание им кажется более удобным и величественным. Проект все-таки утвердили. Однако осуществления не последовало. В столицу отправили еще одно прошение. Теперь прихожане хотели увеличить здание в 1,5 раза и построить его без колокольни, а вместо неё воздвигнуть отдельное здание храма-колокольни, посвятив его святому мученику отроку Максимилиану. К прошению прилагались чертежи обоих зданий. В Москве их вновь отвергли и прислали свои, утверждённые императором Николаем I.

В итоге, начали строить по присланным чертежам. Сначала предполагалось воздвигнуть здание колокольни, а затем находящуюся рядом Свято-Духовскую церковь заменить на новую, напоминающую Храм Христа Спасителя в Москве. Но из-за нехватки средств построили только колокольню и впоследствии освятили её как храм. Получилось здание нетипичное для церквей того времени: ярус звона располагался прямо над помещением храма. Подобные церкви строились лишь в XV-XVI веках. В народе храм прозвали «Большой Златоуст», а сохранившаяся старая Свято-Духовская церковь стала называться «Малым Златоустом».

Сегодня, благодаря сохранившимся чертежам и фотографиям, удалось полностью восстановить облик храма. Добавили только подвальный этаж и хоры над трапезной.

 
 

                    Свято-Троицкий  Кафедральный  собор,                             ул. Розы Люксембург, 57

Ещё одним возрождённым храмом Екатеринбурга является Свято-Троицкий собор. Единоверческая церковь Святой Троицы строиласьдовольно долго. Главная её часть появилась приблизительно в 1818 году и была построена местным старообрядческим обществом во главе с Якимом Рязановым, купцом, золотопромышленником и трижды городским головой. В народе церковь долгое время носила имя «Рязановской». Позднее были пристроены южный и северный приделы, а в 1845 году к архитектурному ансамблю добавилась колокольня.

Церковь считалась одной из самых богатых в Екатеринбурге: в ней хранились высокочтимые иконы в серебрёных и золочёных окладах, имелось древнее Евангелие и дарохранительница весом около 13 килограмм – пожертвование И. Я. Рязанова. Рязановы собирались также позолотить купола храма, но Первая мировая война помешала этим замыслам.

В 1930 году, после закрытия храма, здание перестроили: снесли купола и колокольню. Дальнейшая его судьба типична для советского периода: сначала в бывшем храме разместился клуб Автодора, потом кинотеатр «Рот Фронт», промышленное предприятие, дом культуры Автомобилистов. После 1996 года здание вернули екатеринбургской епархии. Церковь возродили, и теперь она имеет статус кафедрального собора.

Сегодня Свято-Троицкий собор – главный храм города. Именно здесь выставлялись привозимые в Екатеринбург святыни, такие как мощи апостола Андрея Первозванного, Пояс Пресвятой Богородицы, Почаевская икона Божией Матери, частица Ризы Господней и др. Отсюда начинаются традиционные крестные ходы во время Пасхи, в день памяти Великомученицы Екатерины и в День народного единства.

 

Александро-Невская часовня,  ул. 8 Марта, 39 (дендропарк)

 

Описание православных церквей Екатеринбурга было бы неполным без упоминания о часовне во имя святого Александра Невского. Заложена она была в 1881 году после убийства императора Александра II в честь его небесного покровителя. Благодаря отмене крепостного права Александра II в народе прозвали Освободитель. Поэтому упоминание об этом деянии отражено на одной из мраморных досок, расположенных на стене здания у входа в часовню. На одной доске отпечатан текст Манифеста от 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян, а на другой содержится информация о том, кто, когда и в честь какого события построил часовню.

Здание часовни построено в неорусском стиле. Это единственное уцелевшее здание подобного рода в церковной архитектуре города. Строилась часовня на так называемой Хлебной площади, но после революции оказалась на территории дендрологического парка. В советское время здание использовалось как сторожка и склад садового инвентаря, благодаря чему избежало участи разрушения, пострадала только маковка с крестом. В 1996 году часовня во имя святого Александра Невского была отреставрирована и передана в ведение Ново-Тихвинского женского монастыря.

 
 

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, ул. Зеленая Роща, 1

Сам монастырь находится в нескольких кварталах от часовни. Первые упоминания о Ново-Тихвинской женской обители относятся к концу XVIII века. На этом месте было кладбище, где в 1782 году построили каменную церковь Успения Богородицы. Вскоре при церкви была организована богадельня, которая в 1798 году была признана официальной женской общиной: это и стало началом существования монастыря.

Указ об образовании Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря был издан в 1809 году. За несколько десятилетий он стал одним из самых благоустроенных на Урале. Строительство монастыря продолжалось в течение всего XIX века: на территории появились шесть храмов, кельи, больница, богадельня. Монастырский парк был обширен и ухожен, в нём были пруды, протекала речка Монастырка.

Ансамбль Ново-Тихвинского монастыря был окружён высокой каменной оградой, стена сделана из кирпича и гранитных камней, по углам стояли круглые башни с куполами. И сегодня можно пройти по улице Народной Воли вдоль старой монастырской ограды до угловой башни.

После посещения Екатеринбурга в 1824 году императором Александром I было решено придать монастырским воротам более парадный вид: тогда и возник уникальный комплекс трёх церквей. Апсиды церквей образовали три больших выступа в массивной стене монастыря, купола на ступенчатых барабанах создали силуэт входного ансамбля, простой и значительный. Это был типично классический комплекс.

В первые годы после революции монастырь ещё продолжал действовать: монашки по специальному разрешению властей доставляли продукты для царской семьи, заключённой в Ипатьевском доме. Возрождён монастырь был в 1994 году. Сейчас он называется Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь. Жители города и туристы могут спокойно зайти на территорию монастыря: посетить одну из церквей, отведать выпечку местной пекарни, купить крестик или сувенир в монастырской лавке. На территории монастыря расположен собор Александра Невского. Возводить его начали в 1814 году, но через 20 лет двухэтажный и двухпристольный храм пришлось разобрать: из-за неудачной кладки по стенам пошли трещины. Более того, к тому времени в Ново-Тихвинском монастыре число сестёр настолько выросло, что стал необходим более просторный храм. Новый собор заложили уже в 1838 году. Его спроектировал известный уральский архитектор Михаил Малахов вместе с санкт-петербургскими архитекторами Висконти и Шарлеманем.

После закрытия монастыря в здании собора размещался краеведческий музей. А до этого – военный склад, не особенно заботившийся о сохранности уникального архитектурного памятника. После окончания реставрационных работ (которые велись с 2006 года) внешне собор почти не изменился, но внутреннее убранство теперь совершенно другое. До революции храм был известен своими фресками, но за годы, пока там располагался склад, уникальные фрески почти исчезли, вытерлись, восстановить их не удалось. Поэтому стены пришлось расписывать заново.

Роспись выполнена в византийских традициях XIII-XIV веков. Особенность такой росписи в очень крупных изображениях. Например, лик Спасителя – около 5-6 метров, сама фигура – 11 метров. Над новымифресками работали 60 иконописцев, ещё около 100 человек помогали расписывать различные узоры. Работали и послушницы монастыря, и специалисты из Москвы, Троице-Сергиевой Лавры, Санкт-Петербурга, Минска.

19 мая 2013 года собор освятил глава Русской Православной церкви Патриарх Кирилл. В настоящее время Александро-Невский собор – единственный действующий храм на территории монастыря.

Другой монастырь Екатеринбурга – Крестовоздвиженский мужской монастырь – имеет менее продолжительную историю. Он был основан в 1995 году. Правда церковь, положенная в основу монастыря, была возведена уже в конце XIX века. Крестовоздвиженская церковь

 
 

Крестовоздвиженский мужской монастырь,
ул. Карла Маркса, 31

задумывалась как домовая церковь для детского приюта Екатеринбургского благотворительного общества. Кроме того, в начале XX века её посещали солдаты находящихся неподалеку казарм. С 1927 по 1930 годы церковь являлась кафедральным собором Екатеринбурга. Службы вели 12 священников, отчего храм и приобрёл народное название «Собор двенадцати апостолов». В 1930 году собор лишился купола и колокольни, а основное здание стали использовать как кинотеатр. В годы Великой Отечественной войны в алтаре церкви жил слон одного из эвакуированных зоопарков. После войны храм разделили на два этажа. На первом этаже разместились мастерские Художественного фонда, на втором – различные архитектурные организации. В 1990-е годы в здании решили создать зал звукозаписи для Свердловской государственной телерадиовещательной компании (СГТРК). Для этого разрушили межэтажные перекрытия и демонтировали пришедшую в негодность отопительную систему. Однако государственное финансирование СГТРК сократилось, и в 1993 году здание было возвращено Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви.

Первыми работами по восстановлению храма руководило уральское казачество, и первым настоятелем стал потомственный казак. Службы сначала велись в помещении бывшей колокольни, где сейчас располагается монастырская трапезная. Отапливалось помещение электрической тепловой пушкой.

В 1995 году при Крестовоздвиженском храме города Екатеринбурга был учреждён монастырь. Монахов всего около 10 человек, занимаются они в основном миссионерской деятельностью, в том числе работают с молодёжью. Также при монастыре проживают учащиеся Духовной семинарии.

 

Мужской Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев, пос. Шувакиш, Свердловская обл., урочище Ганина Яма

 

Пожалуй, наиболее посещаемым гостями города екатеринбургским монастырём является мужской Монастырь Святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Место, на котором располагается монастырь, печально известно далеко за пределами Екатеринбурга: именно сюда в 1918 году после расстрела были привезены останки последнего российского императора и его семьи. Монастырь находится примерно в 20 километрах от Екатеринбурга, около посёлка Шувакиш и деревни Коптяки. В середине XIX века этот участок земли был приобретён для добычи золота подрядчиком Гавриилом, прозванным в народе Ганей. Отсюда и пошло название «Ганина Яма». Золото на участке так и не нашли, а вот железной руды было предостаточно. Её добывали здесь вплоть до начала XX века. Во время революции рудник оказался полностью заброшен, шахты были завалены. Именно в одну из таких старых шахт и были сброшены тела членов семьи Романовых после расстрела. В 1991 году на этом месте был установлен Поклонный крест. Строительство самого монастыря велось с 2000 по 2003 годы. За это время было построено семь храмов: по числу убитых членов Царской семьи. Первый построенный храм – в честь Святых Царственных Страстотерпцев – посвящён непосредственно семье Романовых. Другие храмы – храм в честь Иверской иконы Божией Матери, храм во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского, храм во имя Святого Преподобного Серафима Саровского, храм в честь иконы Божией Матери «Державная» – посвящены тем святым и тем иконам, которым предпочитали молиться в Царской семье. Ещё два храма – во имя Святого Праведного Иова Многострадального и во имя Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца – символически связаны с именем и судьбой самого царя. Святитель Николай – небесный покровитель императора Николая II, а родился будущий царь как раз в день памяти Иова Многострадального. Считается, что, будучи человеком набожным, сам Николай II видел в этом знак свыше и предполагал, что его судьба будет трагичной.

Помимо храмов на территории монастыря расположены колокольня, трапезная для паломников, музей и церковная лавка. Урочище Ганина Яма, наряду с Храмом-на-Крови, является своеобразной Меккой для паломников и одним из наиболее посещаемых туристами мест в окрестностях Екатеринбурга.